Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Лекция координатора мастерской. Е.Г. Ушакова




6 апреля 2014 года в Иркутске в рамках очной части Школы кадрового резерва Иркутской области «Освоение институциональных механизмов повышения качества образования» с докладом «Проектирование системы оценки качества образования» выступила Елена Ушакова, эксперт Института проблем образовательной политики «Эврика».

Елена Ушакова обозначила проблему - вовлечение в проектирование педагогов дошкольных образовательных организаций и начальной школы. Качество проекта повышается при наличии рефлексии. В качестве иллюстрации было предложено несколько интерактивных действий:

  • Просмотр видеоролика «Образовательная среда группы»;
  • Краткое высказывание суждений с позиции экспертов, насколько представленная образовательная среда соответствует целевым ориентирам ФГОС дошкольного образования;
  • Просмотр видеоролика «Образовательная среда группы», снятого после рефлексии;
  • Обсуждение, краткие комментарии по данному сюжету.

Елена Ушакова отметила, что призывать педагогов к проектированию непродуктивно, так как их круг деятельности замкнут. Увидеть проблемы и перспективы можно только тогда, когда произойдет «размыкание среды», при наличии взгляда стороннего наблюдателя. Далее были перечислены способы размыкания среды (размыкание происходит опосредованно):

  • визуализация работы педагога (просмотр видеоролика деятельности другого педагога позволяет видеть диссонанс между «говорю» и «делаю»);
  • выполнение задания по образцу (каждое слово должно подкрепляться действием и визуализацией).

Возможность увидеть рассогласования в деятельности другого позволяет исправить собственные ошибки. Методист, анализируя деятельность педагога, обращает внимание на сравнение с образцом, с деятельностью другого. На основе анализа методистом простраиваются следующие шаги в работе:

  • создание схем (является первым шагом к проектированию);
  • на основании схем создаются таблицы с противоположными полюсами (один полюс – адаптивные ситуации, второй – ситуации инициативы и личной активности);
  • дробление ситуаций по видам деятельности (педагогом заполняется самостоятельно);
  • рефлексия по заполнению таблиц (с педагогами другой образовательной организации);
  • создание карты оценки качества предметно - пространственной среды.

Проделанная работа позволит подвести педагогов к созданию первичных проектов, но не в виде написания текста, а в виде рисунков, макетов и прочее.

Эксперт еще раз обратила внимание на этапы вовлечения педагогов в проектную деятельность:

  1. Размыкание границ.
  2. Составление разного рода посредников.
  3. Создание макета проекта.
  4. Написание текста проекта.

Самое важное в проекте – совместная деятельность.

Аналитическая группа Иркутской области


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100