6 апреля 2014 года в Иркутске в рамках очной части Школы кадрового резерва Иркутской области «Освоение институциональных
механизмов повышения качества образования» с докладом «Проектирование системы оценки качества образования»
выступила Елена Ушакова, эксперт Института проблем образовательной политики «Эврика».
Елена Ушакова обозначила проблему - вовлечение в проектирование педагогов дошкольных образовательных организаций и начальной
школы. Качество проекта повышается при наличии рефлексии. В качестве иллюстрации было предложено несколько интерактивных действий:
- Просмотр видеоролика «Образовательная среда группы»;
- Краткое высказывание суждений с позиции экспертов, насколько представленная образовательная среда соответствует целевым
ориентирам ФГОС дошкольного образования;
- Просмотр видеоролика «Образовательная среда группы», снятого после рефлексии;
- Обсуждение, краткие комментарии по данному сюжету.
Елена Ушакова отметила, что призывать педагогов к проектированию непродуктивно, так как их круг деятельности замкнут. Увидеть
проблемы и перспективы можно только тогда, когда произойдет «размыкание среды», при наличии взгляда стороннего наблюдателя.
Далее были перечислены способы размыкания среды (размыкание происходит опосредованно):
- визуализация работы педагога (просмотр видеоролика деятельности другого педагога позволяет видеть диссонанс между «говорю»
и «делаю»);
- выполнение задания по образцу (каждое слово должно подкрепляться действием и визуализацией).
Возможность увидеть рассогласования в деятельности другого позволяет исправить собственные ошибки. Методист, анализируя деятельность
педагога, обращает внимание на сравнение с образцом, с деятельностью другого. На основе анализа методистом простраиваются
следующие шаги в работе:
- создание схем (является первым шагом к проектированию);
- на основании схем создаются таблицы с противоположными полюсами (один полюс – адаптивные ситуации, второй –
ситуации инициативы и личной активности);
- дробление ситуаций по видам деятельности (педагогом заполняется самостоятельно);
- рефлексия по заполнению таблиц (с педагогами другой образовательной организации);
- создание карты оценки качества предметно - пространственной среды.
Проделанная работа позволит подвести педагогов к созданию первичных проектов, но не в виде написания текста, а в виде рисунков,
макетов и прочее.
Эксперт еще раз обратила внимание на этапы вовлечения педагогов в проектную деятельность:
- Размыкание границ.
- Составление разного рода посредников.
- Создание макета проекта.
- Написание текста проекта.
Самое важное в проекте – совместная деятельность.
Аналитическая группа Иркутской области
|