6 апреля 2014 года в Иркутске в рамках очной части Школы кадрового резерва Иркутской области «Освоение институциональных
механизмов повышения качества образования» с продолжением доклада «Проектирование основной образовательной программы
дошкольного образования» выступила Наталья Шадрина, заместитель директора Института проблем образовательной политики
«Эврика».
Эксперт отметила, что успешное условие реализации образовательных программ – это создание образовательной среды, которая
должна быть эмоционально комфортной и развивающей для ребенка. Пребывание в детском саду должно доставлять ребенку радость,
а образовательная ситуация должна быть увлекательной. Всю среду нужно в детском саду проанализировать и при необходимости
изменить. Что нужно сделать, чтобы среда стала образовательной? – коммуникации организовать. А какова роль воспитателя?
– организовывать ситуации. Среда становится образовательной, когда возникает деятельность. Предметно-пространственная
развивающая среда должна быть насыщенной, полифункциональной, трансформируемой, вариативной, доступной и безопасной.
Стандарт и уже имеющиеся программы пронизаны требованиями, чтобы создавать условия для ребенка и среда становилась образовательной.
Образовательная деятельность осуществляется репродуктивно. Курсы повышения квалификации проходят репродуктивно, поэтому наши
педагоги также работают репродуктивно, что неправильно.
Образовательное пространство всего детского сада, включая участок, должно быть образовательным, которое позволяет ребенку
задавать вопросы. Один из основных вопросов в образовательной программе: как описать, каким именно должно быть образовательное
пространство.
Главным принципом создания образовательной среды детского сада является сочетание и чередование:
- Ситуаций, в которых ребенок осваивает и учится выполнять нормы и правила, заданные извне (воспитателем, правилами группы,
другими участниками образовательного процесса) – адаптивная составляющая.
- Ситуаций, в которых ребенок активен, и сам задает нормы и правила, выбирает материал, партнера, способ деятельности, придумывает
правила игры – пространство детской инициативы.
Главной задачей при проектировании образовательного пространства детского сада является грамотное сочетание, мера ситуаций
разного характера, их вариативность в опыте ребенка. На сегодняшний день мы понимаем, чтобы перейти на следующий этап, очень
мало задано условий.
Неполный перенос можно сделать из зарубежного опыта на наши детские сады. Что может быть показателем, который бы определял
влияние среды и формирование у ребенка определенных знаний?:
- Сайт, закрытый форум
- Газета детского сада
- Показателями качества уровень заболеваемости, посещаемость не всегда могут быть.
Ключевые требования при планировании образовательной деятельности:
- баланс между обучением и свободной игрой детей,
- баланс между деятельностью, инициированной взрослыми и инициированными самими детьми,
- баланс между подражанием и творческим действием,
- понятные нормы и границы, теплые отношения между взрослыми и детьми.
В основе планирования лежат образовательные задачи. Образовательные задачи должны быть сквозными, решаться в постоянном режиме,
в любой ситуации, этому способствующей. Поэтому образовательные задачи планируются на год для каждой возрастной группы, еженедельно
воспитательные задачи планировать нет необходимости. На неделю необходимо планировать обучающие и развивающие задачи. Формулировка
задач должна быть понятна всем участникам образовательного процесса, в том числе и родителям. Жестких планов не должно быть.
Каждый ребенок развивается в своем темпе – это очень важно при построении индивидуальных программ.
Ирина Лукина, Ольга Зинченко, аналитическая группа Иркутской области
|