Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Школа кадрового резерва в Иркутске> Очная часть> Лекция «Система образования: проблемы современности и вызовы будущего. Часть 2.». А.И. Адамский

Лекция «Система образования: проблемы современности и вызовы будущего. Часть 2.». А.И. Адамский




6 апреля 2014 года в Иркутске в рамках очной части Школы кадрового резерва Иркутской области «Освоение институциональных механизмов повышения качества образования» с продолжением доклада «Система образования: проблемы современности и вызовы будущего» выступил Александр Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика».

Актуальность лекции подтвердилась итогами первого дня проведения Школы кадрового резерва. На первый план вышла проблема проектирования, возникли некоторые вопросы, которые требовали разъяснения. Проектирование – один их самых эффективных способов субъектного отношения к задачам. Если программы, проекты родились внутри образовательной организации, то авторы будут «реализаторами» этих проектов, если вне образовательной организации – исполнителями. Мотивация является ключевым условием успешной реализации проектов. Основная проблема реализации ФГОС – отсутствие мотивации педагогов, а авторское стремление – это и есть мотивация. Внешним фактором мотивации является заработная плата. Деньги имеют значение, но важнее внутренняя значимость процесса, результата.

Немногие педагоги имеют внутреннюю потребность в отражении изменяющегося мира в своей деятельности. Рефлексия действий, проектов – это всегда авторская потребность выразить себя. Слой рефлексирующих педагогов – это и есть инноваторы. Они вносят в образовательную среду другой тип отношений между ребенком и взрослым, между детьми, между взрослыми. Меняя тип отношений, мы продвигаемся во времени – подчеркнул эксперт.

Если в школе тип отношений не изменился, то дети начинают искать образование в другом месте. Нужно позволить людям жить произвольно. Нельзя заставить писать стихи, нельзя заставить учиться, нельзя заставить заниматься чем-либо… но можно и даже необходимо поддерживать инициативных людей через нормативно-правовую базу, финансирование, и это будет являться развивающим фактором.

Существует понятие «разрушительное созидание». Нововведения могут разрушить что-то уже устоявшееся, но новые слои культуры не стирают предыдущие. Созидательное разрушение – это норма, но задача в том, чтобы внося новое, не уменьшить значимость уже существующего. При этом новый слой не уничтожает предыдущий, но вытекает из него не прямолинейно, а как следствие, как новый виток. Традиции необходимы как образец.

Содержание проекта влияет на субъект, «на меня», а «я» влияет на содержание проекта. Возникает взаимно развивающаяся ситуация отношений. Если подобной ситуации не возникает, то проект теряет свою актуальность. Новый проект – всегда творчество. Проект проявляется в момент построения отношений. Предметность проекта заключается в том, что участники строят отношение к новому проекту. Строя к проекту отношение, мы имеем обратную связь – рефлексию, которая возникает на основе внутреннего отношения на действие, «объективация – вынуть из себя». Рефлексия побуждает к деятельности.

Влияние технологических и экономических трендов на сдвиг компетентостных моделей:

  • Технические, предметные знания и навыки (мультидисциплинарность: от моно-специалистов мульти-специалистам);
  • Надпредметные профессиональные компетенции (навыки коллективной творческой работы (co-creation) в проектах; коммуникативные компетенции; работа с большими объемами информации);
  • Метакомпетенции (системное и алгоритмическое мышление; быстрое обучение и переобучение (адаптация к разным средам, инструментам); компетенции саморазвития; навыки саморегуляции);
  • Компетенции работы в международных контекстах (владение иностранными языками; кросс-культурные компетенции (в практике).

В советское время не нужна была система стандартов образования. Инновационная деятельность привела к вариативности. «Деятельностей» стало много, у деятелей появились собственные цели, собственные задачи, собственная система оценивания, возникла потребность в инвариантых механизмах - стандартах. И на тот момент – это тоже была инновация. Сегодня стандарты перестали быть инновацией. Они играют роль баланса, ориентира, нормы в многообразном пространстве.

Подводя итог, Александр Адамский выразил уверенность, что авторское стремление и реализация проектов участников Школы кадрового резерва найдут поддержку региональных и муниципальных властей.

Ольга Копанева, Полина Кравченко, аналитическая группа Иркутской области


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100