5 апреля 2014 года в Иркутске в рамках Школы кадрового резерва Иркутской области «Освоение институциональных
механизмов повышения качества образования» состоялась работа мастерских и подведены итоги первого дня проведения Школы
кадрового резерва.
Результатом работы мастерской «Проектирование систем оценки качества общего образования на уровне школы, муниципалитета
и региона (в том числе с участием органов, осуществляющих государственно-общественное управление в образовании)» (координатор
– Елена Ушакова, эксперт Института проблем образовательной политики «Эврика») стали разработанные параметры
и критерии оценивания; экспертное заключение о статусе проекта (школьный, региональный, федеральный).
Проект «Моделирование насыщенной образовательной среды как условие обеспечения новых образовательных результатов»
был оценен по следующим параметрам и критериям:
- соответствие проекта рамкам федеральных документов (критерий: нормативно-правовая база);
- система управления реализацией проекта (критерий: дорожная карта, мониторинг реализации проекта);
- комплексный подход к разработке через учет условий реализации: кадровый, финансово-экономический (критерий: выдержанность
структуры, преемственность каждого блока);
- универсальность технологий реализации проекта по уровням: школьный, муниципальный, региональный (критерий: значимость,
комплексность проекта);
- прогноз рисков и возможность коррекции (критерий: оценка рисков).
В ходе работы мастерской «Проектирование финансово-экономических механизмов обеспечения качества общего образования на
уровне школы, муниципалитета и региона (в том числе с участием органов, осуществляющих государственно-общественное управление
в образовании)» (координаторы – Алла Антонова, директор Института проблем образовательной политики «Эврика»
и Роман Селюков, первый заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика») был представлен
проект «Новые организационно-экономические механизмы развития инфраструктуры подростковой школы» (Наталья Габрина,
директор МБОУ СОШ №2 г.Усть-Илимск и Наталья Бровкина, заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №2 г.Усть-Илимск).
Цель проекта: выстраивание образовательного пространства, обеспечивающего новое качество образования через систему коммуникативного
образования.
Задачи проекта:
- Разработка новой нормативно-правовой базы;
- Моделирование единого пространства открытых коммуникаций;
- Изменение организации образовательного пространства при нелинейном расписании в школе в условиях ФГОС через внедрение
мастерских, как интегрированных занятий урочно-внеурочной деятельности;
- Развитие системы поддержки одаренных детей через выстраивание договорных отношений между учителем и обучающимся;
- Создание системы дополнительного языкового образования, ориентированного на формирование новых образовательных результатов
учащихся – коммуникативных компетенций и социализации;
- Формирование системы мониторинга образовательных результатов обучающихся;
- Укрепление материальной базы школы, направленной на реализацию проекта;
- Разработка финансово-экономических механизмов развития инфраструктуры подростковой школы.
В представленный проект входит: приложение к годовому учебному плану, рабочая программа учителя, лингвистический проект «Замыкая
круг», программа «Одаренные дети».
Условиями реализации проекта являются изменения: в должностных инструкциях педагогов, в муниципальном задании и переход на
эффективный контракт.
Проект «Эффективный контракт, как условие повышения эффективности деятельности образовательной организации» представил
Светлана Асташова, директор МБОУ СОШ №8 г.Усть-Илимск имени Бусыгина Михаила Ивановича. В эффективном контракте должно
органично соединиться муниципальное задание, оценка качества, образовательные программы. Задачи эффективного контракта: перейти
на опережающие критерии.
Реализация проекта включает в себя:
- Обсуждение в трудовом коллективе;
- Составление перечня неэффективных стимулирующих выплат, дублирующих должностные обязанности учителя;
- Разработка примерной формы Трудового договора с работником.
- Разработка нового перечня показателей эффективности деятельности педагогических работников.
В рамках работы мастерской «Проектирование основной образовательной программы дошкольного образования (в том числе с
участием органов, осуществляющих государственно-общественное управление в образовании)» (координатор – Наталья
Шадрина, заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика») были представлены следующие
документы:
- Конструктор основной образовательной программы для дошкольных образовательных организаций.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерацииот 30 августа 2013 г. № 1014. «Об утверждении порядкаорганизации
и осуществления образовательнойдеятельности по основным общеобразовательнымпрограммам - образовательным программамдошкольного
образования».
Наталья Шадрина обозначила этапы работы над программой дошкольного образования от анализа условий постановки проблем до создания
программы с решением конкретных вопросов: кто будет выполнять, что получится в результате и сколько будет стоить продукт.
|
В ходе дебатов участников мастерской «Проектирование систем оценки качества общего образования на уровне школы, муниципалитета
и региона (в том числе с участием органов, осуществляющих государственно-общественное управление в образовании)» обсуждался
тезис: «Проектирование системы оценки качества образования – это прерогатива образовательной организации»
(антитезис: «Проектирование системы оценки качества образования – это прерогатива федерального центра»)
Участниками, приводящим аргументы в поддержку тезиса, зафиксировано мнение, что только при разработке системы оценки качества
образования на уровне образовательной организации в критериальную оценку может войти оценка ученика и учителя в совокупности.
Участниками, приводящим аргументы в поддержку антитезиса, зафиксировано мнение, что только при разработке системы оценки качества
образования на федеральном уровне будет поддержана идея единства правового и образовательного поля, так как чем система будет
более унифицирована, тем проще будет работать в соответствии с ней.
Роман Селюков, начал дебаты мастерской «Проектирование финансово-экономических механизмов обеспечения качества общего
образования на уровне школы, муниципалитета и региона (в том числе с участием органов, осуществляющих государственно-общественное
управление в образовании)» начал с формулировки тезиса «Эффективный контракт направлен на повышение эффективности
расходования средств в сфере образования». Предложено две позиции: утверждения и отрицания. Каждый участник дебатов высказывает
один аргумент в защиту тезиса. Оппонент, услышав позицию, высказывает собственное мнение, затем задают друг другу вопросы.
В дебатах принимали участие по три спикера по итогам промежуточного рейтинга участников Школы кадрового резерва. В ходе дебатов
приведены следующие аргументы в поддержку и опровержение тезиса:
- Эффективный контракт направлен на повышение эффективности расходования средств в сфере образования, так как определены
четкие критерии.
- Эффективный контракт направлен на достижение результата качества образования. Эффективный контракт повышает качество работы
образовательной организации.
- Эффективный контракт нужен государству, а государство не учитывает результаты ожидаемые обществом.
В ходе пленарного заседания под модерацией Александра Адамского, научного руководителя Института проблем образовательной политики
«Эврика» представлены результаты работы мастерской «Проектирование основной образовательной программы дошкольного
образования (в том числе с участием органов, осуществляющих государственно-общественное управление в образовании)». Участниками
работы зафиксировано, что в рамках реализации ФГОС дошкольного образования важно создавать карты и маршруты индивидуального
развития.
Рефлексия реализуемых в ДОУ программ в сравнении с ФГОС должна ответить на следующие вопросы:
- В чем различия?
- Какие различия преодолимы, какие нет?
- Сколько это стоит?
Мотивом создания программы не должно быть появление ФГОС, а внутренние потребности, подготовленные предшествующей деятельностью.
Также отмечено, что необходимо изменение подходов: не работа с родителями, а взаимодействие, обязательное для всех участников
образовательного процесса. При разработке образовательной программы необходимо соблюдать следующие требования:
- Обосновать требования к условиям.
- Обосновать требования к результатам.
- Сформировать управленческую схему, которая начинается с оснований, а заканчивается управленческим решением (муниципальным
заданием).
Аналитическая группа Иркутской области
|