5 апреля 2014 года в Иркутске в рамках Школы кадрового резерва Иркутской области «Освоение институциональных
механизмов повышения качества образования» с докладом «Проектирование системы оценки качества образования на школьном,
муниципальном и региональном уровнях» выступила Елена Ушакова, эксперт Института проблем образовательной политики «Эврика».
Елена Ушакова отметила, что при проектировании систем оценки качества образования одной общей идеей объединены три разнородных
проекта - соединение нескольких действий:
- постоянное обучение проектному мышлению;
- постоянное согласование терминологии, смыслов, понятий;
- закрепление за проектом разного рода статусов.
Экспертом обозначен основной тезис: два типа управленческого взаимодействия:
- «жесткая» иерархическая – (ведет к возврату назад или дает подкрепление на автономизацию);
- «подвижная» модельная структура – (каждой образовательной организации придается статус автономии и ответственность
за оценку качества образования переходит на школу).
Еленой Ушаковой рассмотрена проблема создания школьной системы оценки качества образования. Выделен основный технологический
принцип – это овладение обучающимся собственной деятельностью, необходимостью воспитания такого человека, который будет
осмысленно поступать и действовать. На современном этапе нет технологической и структурной преемственности между начальной
и средней школой, позволяющей воспитать такого человека.
Основная школа является пространством проб (проба в предмете, проба в иных видах деятельности, социальные пробы). Чтобы школа
стала таким пространством, она должна включать инфраструктурную, педагогическую, управленческую насыщенность. Структура пробы
включает в себя пространство замысла, пространство реализации, пространство получения результата, возможность получения
внешней оценки и соотнесение полученного результата с замыслом. Для построения пространства получения внешней оценки
необходимо размыкание школьных границ. Это становится возможным через организацию сетевого взаимодействия и через взаимодействия
с внешними организациями, которые выступают в качестве «зеркала».
Говоря о проблематике создания школьной системы оценки качества образования эксперт выделила следующие требования к инструментарию:
- Формирующее оценивание;
- Критериальное оценивание;
- Инфраструктура образовательной организации и структура образовательного процесса, ориентированного на формирование самооценки
и рефлексии.
Завершая свое выступление, Елена Ушакова обозначила три фокуса рассмотрения системы:
- Со стороны ученика;
- Со стороны учителя;
- Со стороны администратора.
Наталья Шаповалова, Ольга Чернигова, аналитическая группа Иркутской области
|