Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Презентация к докладу Натальи Шадриной 

Лекция координатора мастерской. Н.М. Шадрина




5 апреля 2014 года в Иркутске в рамках очной части Школы кадрового резерва Иркутской области «Освоение институциональных механизмов повышения качества образования» с докладом «Проектирование основной образовательной программы дошкольного образования (в том числе с участием органов, осуществляющих государственно-общественное управление в образовании)» выступила Наталья Шадрина, заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика».

Система дошкольного образования находится на стартовой, нулевой позиции в связи с тем, что в 2013 году были выпущены новые нормативные документы, которые дают возможность для создания обновленной системы дошкольного образования. Эксперт особо подчеркнула, что невозможно вкладывать в дошкольное образование средства, не развивая его. Нынешние условия таковы, что от каждого субъекта образовательного процесса зависит, как пойдет этот процесс.

Говоря о перспективах развития дошкольного образования, нужно признать период дошкольного детства как приоритетный и уникальный период в жизни человека. Вся работа в детском саду должна быть направлена не на подготовку ребенка к школе, как было раньше, а на создание условий полноценного «проживания» детьми этого уникального периода. Готовность к школе - это не умение писать и читать, ребенок должен быть готов к обучению в школе на уровне развития психических процессов. Ребенок с хорошо развитыми психическими функциями будет успешнее в школе, нежели ребенок, пришедший в школу уже читающий и пишущий. Ребенок должен «доиграть». Главное – это забота об эмоциональном благополучии каждого ребенка, развитие самоценных для ребенка видов деятельности.

Главное во ФГОС дошкольного образования - создание благоприятных условий развития, благоприятной социальной ситуации развития детей. Ситуации, в которой создается соответствующий уклад, есть возможность для развития всех видов деятельности.

В сентябре 2013 года было проведено исследование в пяти регионах Российской Федерации, в котором приняли участие 1787 педагогов, с целью выявления реальной и идеальной ситуации развития детей, созданной в детских садах. Результатами исследования стали следующие выводы: образовательная среда в детском саду не дает ребенку ситуации выбора, среда оказалась нетрансформируемой, сами педагоги не до конца понимают, как она должна трансформироваться.

Для свободной игры в детском саду у ребенка сейчас нет времени, особенно в первой половине дня. Хотя именно в произвольной игре у ребенка вырабатываются умения брать на себя разные роли, проигрывать ситуации.

ФГОС призван изменить ситуацию в дошкольном образовании, и большинство педагогов говорят о том, что уже это уже делают.

Возможные механизмы снижения рисков введения ФГОС дошкольного образования:

  • Введение системы повышения квалификации кадров с использованием системы стажировочных площадок.
  • Разработка инструментария оценки образовательной среды. Должны проверяться не результаты детей, а условия, созданные в детском саду для развития эмоционального благополучия ребенка. Но инструментария пока нет, не ясно, что может быть таким инструментом, чтоб проверить созданные условия без выхода в детский сад.
  • Создание независимых институтов оценки качества образования (образовательный аудит).

Основная образовательная программа - это основополагающий документ дошкольной образовательной организации. Своя программа в ДОУ должна быть обязательно, даже если выйдет реестр примерных программ. Одна дошкольная организация может реализовывать несколько программ, ФГОС это позволяет. Программа разрабатывается и утверждается ДОУ самостоятельно. Можно давать ссылки на другие программы в своей программе, если они используются частично. Образовательная программа должна реализовываться в течение всего времени пребывания ребенка в ДОУ. Реализация ООП не ограничивает получение дополнительных платных услуг. Если предлагаются платные услуги, родитель может написать заявление и посещать другие занятия в ДОУ.

В ДОУ может проводиться два вида диагностики: педагогическая и психологическая. Педагогическая диагностика может проводиться при построении программы, для составления индивидуального маршрута ребенка. Педагог проводит эту диагностику только для себя, а не для проверок. Психологическая диагностика проводится с разрешения родителей и тоже только для контроля развития или в рамках исследования.

Наталья Шадрина отметила, что намерение образовательной программы не должно быть результатом развития ребенка. Оценка деятельности педагога также не должна быть построена на основе результатов развития ребенка, а должна основываться на оценке умения создать благоприятную среду для развития детей.

Эксперт привела примеры сравнения образовательной среды в дошкольных организациях за рубежом и в России. За рубежом много используется подручного материала, сделанного самостоятельно. По мнению русских педагогов, такая среда является ненасыщенной, однако она полностью отвечает требованиям, представленным в ФГОС дошкольного образования. Сейчас в дошкольных образовательных организациях среда чересчур насыщенна, детям тяжело выбирать из большого количества игрового материала. Насколько игрового материала должно быть достаточно? Как формировать умение у ребенка умение договариваться с другими? На эти и другие вопросы должна ответить программа детского сада.

«Успешен тот человек, который прожил дошкольное детство в полной мере» - подытожила Наталья Шадрина.

Ольга Зинченко, Ирина Лукина, аналитическая группа Иркутской области


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100