5 апреля 2014 года в Иркутске в рамках очной части Школы кадрового резерва Иркутской области «Освоение институциональных
механизмов повышения качества образования» с докладом «Проектирование основной образовательной программы дошкольного
образования (в том числе с участием органов, осуществляющих государственно-общественное управление в образовании)» выступила
Наталья Шадрина, заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика».
Система дошкольного образования находится на стартовой, нулевой позиции в связи с тем, что в 2013 году были выпущены новые
нормативные документы, которые дают возможность для создания обновленной системы дошкольного образования. Эксперт особо подчеркнула,
что невозможно вкладывать в дошкольное образование средства, не развивая его. Нынешние условия таковы, что от каждого субъекта
образовательного процесса зависит, как пойдет этот процесс.
Говоря о перспективах развития дошкольного образования, нужно признать период дошкольного детства как приоритетный и уникальный
период в жизни человека. Вся работа в детском саду должна быть направлена не на подготовку ребенка к школе, как было раньше,
а на создание условий полноценного «проживания» детьми этого уникального периода. Готовность к школе - это не умение
писать и читать, ребенок должен быть готов к обучению в школе на уровне развития психических процессов. Ребенок с хорошо развитыми
психическими функциями будет успешнее в школе, нежели ребенок, пришедший в школу уже читающий и пишущий. Ребенок должен «доиграть».
Главное – это забота об эмоциональном благополучии каждого ребенка, развитие самоценных для ребенка видов деятельности.
Главное во ФГОС дошкольного образования - создание благоприятных условий развития, благоприятной социальной ситуации развития
детей. Ситуации, в которой создается соответствующий уклад, есть возможность для развития всех видов деятельности.
В сентябре 2013 года было проведено исследование в пяти регионах Российской Федерации, в котором приняли участие 1787 педагогов,
с целью выявления реальной и идеальной ситуации развития детей, созданной в детских садах. Результатами исследования стали
следующие выводы: образовательная среда в детском саду не дает ребенку ситуации выбора, среда оказалась нетрансформируемой,
сами педагоги не до конца понимают, как она должна трансформироваться.
Для свободной игры в детском саду у ребенка сейчас нет времени, особенно в первой половине дня. Хотя именно в произвольной
игре у ребенка вырабатываются умения брать на себя разные роли, проигрывать ситуации.
ФГОС призван изменить ситуацию в дошкольном образовании, и большинство педагогов говорят о том, что уже это уже делают.
Возможные механизмы снижения рисков введения ФГОС дошкольного образования:
- Введение системы повышения квалификации кадров с использованием системы стажировочных площадок.
- Разработка инструментария оценки образовательной среды. Должны проверяться не результаты детей, а условия, созданные в
детском саду для развития эмоционального благополучия ребенка. Но инструментария пока нет, не ясно, что может быть таким
инструментом, чтоб проверить созданные условия без выхода в детский сад.
- Создание независимых институтов оценки качества образования (образовательный аудит).
Основная образовательная программа - это основополагающий документ дошкольной образовательной организации. Своя программа
в ДОУ должна быть обязательно, даже если выйдет реестр примерных программ. Одна дошкольная организация может реализовывать
несколько программ, ФГОС это позволяет. Программа разрабатывается и утверждается ДОУ самостоятельно. Можно давать ссылки на
другие программы в своей программе, если они используются частично. Образовательная программа должна реализовываться в течение
всего времени пребывания ребенка в ДОУ. Реализация ООП не ограничивает получение дополнительных платных услуг. Если предлагаются
платные услуги, родитель может написать заявление и посещать другие занятия в ДОУ.
В ДОУ может проводиться два вида диагностики: педагогическая и психологическая. Педагогическая диагностика может проводиться
при построении программы, для составления индивидуального маршрута ребенка. Педагог проводит эту диагностику только для себя,
а не для проверок. Психологическая диагностика проводится с разрешения родителей и тоже только для контроля развития или в
рамках исследования.
Наталья Шадрина отметила, что намерение образовательной программы не должно быть результатом развития ребенка. Оценка деятельности
педагога также не должна быть построена на основе результатов развития ребенка, а должна основываться на оценке умения создать
благоприятную среду для развития детей.
Эксперт привела примеры сравнения образовательной среды в дошкольных организациях за рубежом и в России. За рубежом много
используется подручного материала, сделанного самостоятельно. По мнению русских педагогов, такая среда является ненасыщенной,
однако она полностью отвечает требованиям, представленным в ФГОС дошкольного образования. Сейчас в дошкольных образовательных
организациях среда чересчур насыщенна, детям тяжело выбирать из большого количества игрового материала. Насколько игрового
материала должно быть достаточно? Как формировать умение у ребенка умение договариваться с другими? На эти и другие вопросы
должна ответить программа детского сада.
«Успешен тот человек, который прожил дошкольное детство в полной мере» - подытожила Наталья Шадрина.
Ольга Зинченко, Ирина Лукина, аналитическая группа Иркутской области
|