Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Cеминар «Разработка модели государственных (муниципальных) заданий для образовательных организаций»> Лекция «Изменение представлений о современных требованиях к качеству образования», Ч.1. В.К. Бацын
Презентация Владимира Бацына 

Лекция «Изменение представлений профессиональной общественности о современных требованиях к качеству образования», Часть 1. В.К. Бацын, начальник отдела региональной образовательной политики АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика»




24 февраля 2014 года в рамках семинара «Разработка модели формирования государственных (муниципальных) заданий для образовательных организаций и их финансового обеспечения с учетом выполнения требований федеральных государственных образовательных стандартов» состоялась лекция «Изменение представлений профессиональной общественности о современных требованиях к качеству образования» Владимира Бацына, эксперта АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика».

Раскрытие заявленной проблематики докладчик начал кратким экскурсом в ситуацию, которая, как считают международные эксперты, с высокой долей вероятности будет характерна для сферы образования к началу 2040-х годов. Анализ такого прогноза, равно как оснований, лежащих в его основе, способен помочь слушателям объемнее представить мировой контекст развития образования. При всей своей гипотетичности столь дальний прогноз имеет очень большой эвристический потенциал и заставляет глубже задуматься над факторами, определяющими направленность и приоритеты образовательной политики.

В частности, внимание аудитории было привлечено к следующим тезисам, сформулированным на одном из недавних научных семинаров в ВШЭ с участием международных экспертов: в 2040 годах виртуальные школы станут привлекать учащихся не аттестатами, а предлагаемым опытом; успехи в виртуальных навыках будут побуждать учащихся к дальнейшему обучению неизмеримо сильнее, чем сегодняшние видеоигры; аттестующие органы будут больше интересоваться умениями (отраженными в полученных виртуальных знаках отличия), чем содержанием пройденных курсов. В 2040 году рассказы о том, что всего лишь 20 лет назад дети сидели в классах, слушали учителей и листали учебники, будет вызывать смех. Обращаясь к нашим дням, люди будут удивляться, почему потребовалось столько времени, чтобы изменить систему образования, почему столь огромное значение придавалось оценкам на экзаменах. Правительства бросят даже думать о причастности к образованию. Чиновники не смогут контролировать «распределение» виртуального опыта, поскольку он будет доступен кому угодно и где угодно. Признаком ума будет считаться не диплом, выдаваемый учебным заведением за хорошее усвоение программы, а способность задать вопрос, на который эта программа не сумела ответить и который пришлось переадресовать людям. Интеллектом будут считать способность вырваться за пределы образовательной программы. Люди станут намного умнее в том смысле, что перестанут бояться новизны. Благодаря изменениям в системе образования интеллектуальный мир перестанет делиться на технарей и гуманитариев и т.д. При этом было подчеркнуто, что, в принципе, новые образовательные стандарты ориентированы на «выход» именно на такие горизонты, и важно понять, что именно затрудняет этот переход.

Одной из важных тормозящих причин докладчик считает несформированность субъектной позиции главных участников образовательного процесса – учителей и учеников. Слушателям было предложено отнестись к вопросам: Есть ли у вас собственное представление о целях и результатах собственной деятельности и на чем оно основывается? Есть ли у вас ясная картина необходимых изменений и ключевых направлений собственной деятельности? вашей школы? Что убеждает вас в том, что пути и способы, используемые вами (и вашими коллегами) для их достижения, адекватны этим целям и действительно приближают вас к ним? Краткий обмен суждениями показал, что у аудитории нет позитивных ответов на предложенные вопросы.

Далее начался глубокий разговор о основной образовательной программе образовательной организации как о документе, который как раз и позволяет выразить и зафиксировать не только стратегическое и тактическое целеполагание педагогического коллектива, но и обозначить способы достижения этих целей, сходящихся в единой точке: помочь всем учащимся найти себя, найти те деятельности, которые в максимальной степени позволяют им реализовать свои человеческий потенциал.

Докладчик предложил рассматривать образовательную программу в двух «измерениях»: на уровне рамочных, условно говоря, «внешнеполитических» задач и на уровне задач внутренних. В первом случае речь идет о миссии данной школы, о выстраивании стратегической социокультурной перспективы ее деятельности и о направлениях мобилизации необходимых для этого возможностей. На этом уровне описывается организация специальных сред и пространств для социализации учащихся (в том числе в «открытом социуме») и реализация курса школы на ее превращение в средство социально-культурного развития окружающего социума (УС, родители, педагогически активная общественность; публичный годовой отчет ОУ, школьный сайт как «место встречи» и др.) . Что касается уровня «внутриполитических» школьных задач, то среди них особое значение имеют те, что связаны с формированием продуктивного уклада школы, при котором каждый ученик выступал бы как центральная фигура в пространстве внутришкольных «силовых полей» и отношений и происходила бы постоянная социально-культурная рефлексия хода, результатов и эффектов образовательного процесса, а ученики, учителя и родители находились бы в общей системе учебно-предметных и социально- педагогических координат, заданных образовательной программой.

Отсюда – пронизывающее всю презентацию специальное внимание докладчика именно тем основаниям, которые детерминируют образовательную позицию учителя, образовательную позицию школы. Ключевым моментом формирования такой позиции становится принцип субъектности, означающий способность к самостоятельности, инициативе и ответственности при разработке собственных целей, задач, проектной всех участников образовательной деятельности по их достижению.

Соб. инф.


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100