24 февраля 2014 года в рамках семинара «Разработка модели формирования государственных (муниципальных) заданий
для образовательных организаций и их финансового обеспечения с учетом выполнения требований федеральных государственных образовательных
стандартов» состоялась лекция «Муниципальное задание – как эффективный инструмент формирования бюджета образовательной
организации» Натальи Шадриной, заместителя директора АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика».
В начале своего выступления Наталья Максимовна отметила, что первым шагом для органов управления образованием является формирование
перечня государственных (муниципальных) услуг, которые оказываются учреждениями в целях обеспечения предусмотренных законодательством
полномочий органов власти в сфере образования.
В настоящее время перечни государственных (муниципальных) услуг сформированы в большинстве субъектах Российской Федерации.
В каждом субъекте сложилась своя нормативно-правовая база, регламентирующая предоставление услуг в общем образовании.
В пределах своих полномочий и компетенций государственные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления должны
устанавливать ведомственные перечни государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, оказываемые подведомственными
учреждениями.
Особенностью деятельности общеобразовательных учреждений является не только реализация общеобразовательных программ. Часто
образовательное учреждение выступает как многопрофильное учреждение, а в некоторых территориях как социо-культурный комплекс.
Поэтому при разработке ведомственного перечня государственных (муниципальных) услуг в сфере образования необходимо учитывать
все виды деятельности образовательного учреждения, в том числе и социальные услуги оказываемые населению
Четкое разделение видов услуг, оказываемых общеобразовательным учреждением, и их описание позволит:
− разделить услуги на бесплатные, финансируемые за счет бюджета, частично платные и платные. Это позволит избежать рисковопределения
платности и бесплатности образования. Иными словами позволит установить финансирование, каких услуг является расходным обязательством
государства и органов местного самоуправления, а какие оказываются за плату;
− внедрить полноценное нормативное финансирование государственных (муниципальных) услуг (не от фактически сложившихся
расходов, а от обоснованных затрат).
Неправомерно за счет финансового обеспечения одной услуги финансировать расходы по другой услуге. Более того, если какая-то
услуга не предусмотрена в ведомственном перечне государственных (муниципальных) услуг и не отражена в государственном (муниципальном)
задании она не может быть оказана населению бесплатно, за счет бюджетных средств.
Государственные (муниципальные) услуги, оказываемые в сфере образования, имеют свою отраслевую специфику, которую необходимо
учитывать при формировании нормативных затрат на оказание услуг и расчете финансового обеспечения выполнения государственного
(муниципального) задания. Особенно это актуально в связи с внедрением федерального государственного образовательного стандарта.
Полноценное внедрение федерального государственного образовательного стандарт невозможно без учета стоимости совокупных условий
его реализации.
Показатели качества выполнения государственного (муниципального) задания должны отражать выполнение требований к оказанию
той или иной государственной услуги, которые закреплены стандартом качества услуги, основанном на ФГОС и согласованным с потребителями
услуги, возможно общественным советом при органах управления образованием, являющихся учредителем образовательных учреждений.
На практике складывается ситуация, когда за одинаковую стоимость одной и той же услуги, оказываемой в образовательных учреждениях,
могут быть получены результаты – выше, чем это прописано в показателях качества Г(М)З . В таких случаях в качестве механизма
мотивации могут применяться фонды стимулирования качества образования, механизмы грантовой поддержки.
Соб. инф.
|