Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Cеминар «Разработка модели государственных (муниципальных) заданий для образовательных организаций»> Лекция «Управление развитием системы оценки качества общего образования», Часть 1. А.Б. Воронцов

Лекция «Управление развитием системы оценки качества общего образования, ориентированной на современные результаты образования», Часть 1. А.Б. Воронцов, эксперт АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика»




24 февраля 2014 года в рамках семинара «Разработка модели формирования государственных (муниципальных) заданий для образовательных организаций и их финансового обеспечения с учетом выполнения требований федеральных государственных образовательных стандартов» состоялась первая часть лекции «Управление развитием системы оценки качества общего образования, ориентированной на современные результаты образования» Алексея Воронцова, АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика».

В начале своего выступления Алексей Борисович подчеркнул, что для построения школьной системы оценки результатов и качества общего образования обозначить два подхода к школьному обучению.

Первый подход – всевозможные разновидности традиционного школьного обучения, подчиненные задаче усвоения определенной суммы знаний, умений и навыков, которые опираются на учебную активность репродуктивного типа. Соответственно, главная задача учителя в этом случае состоит в том, чтобы обеспечить развертывание активности именно этого типа. Здесь ему необходимо предъявить учащемуся учебную информацию, подлежащую усвоению (т.е. воспроизведению), в доступной форме, организовать анализ, необходимый для ее полноценного восприятия, и проконтролировать правильность запечатления и воспроизведения заданного образца. Усвоенное таким образом знание становится исходным моментом в формировании соответствующих умений и навыков, для чего учителю предстоит организовать систему упражнений, внося в нее необходимые коррективы, учитывающие фактическую успешность работы учащихся по применению усвоенных знаний. Нетрудно понять, что все эти действия учителя могут быть достаточно жестко регламентированы для типичных условий обучения и довольно четко формализованы, что позволяет создавать достаточно эффективные педагогические технологии и в значительной степени стандартизировать работу учителя. Это находит выражение в многочисленных попытках заменить учителя обучающими компьютерными программами, которые становятся особенно интенсивными в связи с развитием современной компьютерной техники и ее проникновением в процесс школьного обучения.

Второй подход предполагает совершенно иную роль учителя в системе обучения, которая опирается на учебную активность поисково-исследовательского типа, т.е. на учебную деятельность. Понятно, что задать образец такой деятельности принципиально невозможно: любое исследование лишается смысла, как только задан образец поиска и его результат. Организовать учебную деятельность учащихся (по крайней мере на начальных этапах ее становления) учитель может, лишь осуществляя исследование вместе с ними. Тем самым процесс обучения впервые приобретает характер совместной деятельности обучающего и учащегося, т.е. реального сотрудничества. Поскольку ученик участвует в этой деятельности в качестве одного из равноправных субъектов, его действия не могут быть внешне регламентированы (например, заданным образцом, правилом и т.п.). Соответственно, не поддаются регламентации и действия учителя, который призван корректировать действия учащегося в зависимости от того, как они фактически развертываются. Тем самым деятельность учителя приобретает характер творчества, которое не поддается формализации, а сам учитель оказывается таким же неустранимым субъектом обучения, как и ученик.

Крайне важна фиксация этих подходов, т.к., меняя подходы к содержанию, способам и формам обучения, должна меняться и вся система контроля – оценочной деятельности школы.

Таким образом, в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта общего образования необходимо пересмотреть традиционные взгляды как на результаты образования, так и на всю систему их оценивания прежде всего уровне образовательного учреждения.

Соб. инф.


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100