Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Дебаты мастерских




5 декабря 2013 года в Якутске в рамках общественного обсуждения моделей и механизмов повышения эффективности муниципальной системы образования в формате Школы кадрового резерва состоялись дебаты участников Мастерских.

В дебатах приняли участие представители Мастерских «Муниципальное задание. Эффективный контракт» и «Оценка качества общего образования: результаты учащихся, труд учителя и руководящих работников, образовательная услуга».

Тезис для обсуждения был сформулирован следующим образом – заработная плата руководителя образовательной организации должна напрямую (существенно) зависеть от качества образовательных результатов учащихся.

В самом начале дебатов участники сформулировали тезисы с позиций «За» и «Против», затем обменялись вопросами и ответами на них. В конце дебатов было высказано резюме.

Тезис «За»: Директор – заинтересованное в качественных образовательных результатах лицо, соответственно, материальный стимул для того, чтобы он влиял на достижение детьми качественных образовательных результатов – самый лучший. Судить о качестве образовательных результатов при этом нужно по позитивной динамике достижений детей.

Тезис «Против»: Нельзя сравнивать разные школы по образовательным результатам детей. Слишком разные социальные условия в окружении школ, разные условия в самих школах. Если же смотреть на динамику – тоже получается не вполне корректная картина: в гимназиях и лицеях динамика может оказаться не высокой – дети ведь приходят высокомотивированные с уже высокими результатами, и их приросты могут оказываться меньше, чем прирост в результатах у детей с более низкими стартовыми результатами в обычных школах или в школах на городских окраинах.

Возражение тезису «Против»: Не ставить во главу угла качество обученности учеников при оценке деятельности руководителя невозможно – какая альтернатива? Альтернативы нет. Только детские результаты должны показывать, насколько хорошо работает руководитель.

Возражение тезису «За»: Положительная динамика детских образовательных результатов должна быть у всех школ. А как к примеру быть с гимназиями и лицеями по сравнению с коррекционными школами? Динамика детских результатов может быть несопоставима в этих школах. Причем динамика детских образовательных результатов в коррекционных школах может быть гораздо выше, чем в гимназиях и лицеях. Как тогда определять разницу в зарплатах директоров этих школ?

Вопрос к команде, развивающих тезис «Против»: А от чего тогда должен зависеть размер заработной платы директора, если не от динамики детских результатов? Каковы показатели и параметры оценивания деятельности директора школы?

Ответ команды, развивающей тезис «Против»: Эффективный контракт с руководителем содержит несколько групп критериев: оценка созданных условий для реализации ООП, оценка организации образовательного процесса, оценка состояния кадров, в том числе и оценка динамики образовательных результатов детей. Нельзя сказать, что последний показатель самый главный. Между директором и учеником, конечно же, стоит учитель, другие педагогические работники (тьютор, психолог, классный руководитель). Именно они обеспечивают динамику детских результатов. А директор создает этим работникам условия. В этом его миссия и за это и нужно оценивать директора.

Вопрос команде, развивающей тезис «За»: Директора обеспечивают условия для организации образовательного процесса в школе с целью достижения учениками всего комплекса образовательных результатов. А по закону «Об образовании в Российской Федерации» результатом образования является социализация ученика. Как оценить социализацию? Каков инструментарий?

Ответ команды, развивающей тезис «За»: Социализация как результат отсрочен. По некоторым проявлениям ребенка в разных видах деятельности можно судить об успешности его социализации.

Резюме - Образовательная организация и ее директор должны оцениваться по результатам оказания услуг не только в динамике образовательных результатов учащихся. Это только один из многих показателей оценки. Образовательные результаты сегодня и образовательные результаты ребенка в будущем нельзя оценить здесь и сейчас точно. Такого инструментария нет. Но есть экспертные оценки. Есть возможность оценивать на сколько созданы условия, в которых возможны высокие образовательные результаты детей.

Иван Трифонов


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100