5 декабря 2013 года в Якутске в рамках общественного обсуждения моделей и механизмов повышения эффективности муниципальной
системы образования в формате Школы кадрового резерва состоялись итоговые презентации результатов работы Мастерских.
Результаты работы Мастерской «Цели и оценка качества дополнительного образования» представили Любовь Колодкина и
Андрей Филиппов. Ключевая тема обсуждения - показатели качества труда педагогов, показатели качества труда руководителя. Методика
оценки результативности труда педагога, руководителя организации дополнительного образования детей должна отличаться от методики
оценки, принятой для общего образования, хотя бы в силу различия ожиданий потребителя. Для родителя значимыми результатами
дополнительного образования являются успешная социализация ребенка, расширение его позитивного социального опыта, развитие
творческих способностей и творческой активности ребенка. В этом смысле ключевая задача учреждения дополнительного образования
детей - обеспечение вариативности предлагаемых программ, обеспечение на первом этапе широких возможностей выбора, в том числе
и возможность присоединиться в любое время.
Задача педагога - рефлексия, обеспечение обратной связи на предмет понимания потребностей ребенка, обеспечение доступности
дополнительного образования детей (через четкое расписание, Интернет-сайт, организацию проб (экспериментирование, проект,
исследование, различные типы взаимодействия с другими людьми). Реализуемые образовательные программы должны быть нацелены
на решение таких задач, как самоопределение и обеспечение пространства проб.
Для оценки качества труда руководителя участниками мастерской предложены такие показатели как: обеспечение государственных
гарантий на получение детьми дополнительного образования, учебный план, укомплектованность кадрами (уровень образования, повышение
квалификации, участие в профессиональных конкурсах), финансово-экономический план, методическое сопровождение образовательных
программ, обеспечение безопасности обучающихся.
Презентацию Мастерской «Оценка качества дошкольного образования. Оценка труда педагогических и руководящих работников
организаций дошкольного образования» провели Сардана Захарова, Татьяна Колмогорова, Варвара Татаринова. В своем выступлении
участники работы Мастерской представили предложения по формированию показателей оценки качества труда педагогических работников.
Всего получилось 10 критериев, в том числе взаимодействие с детьми, создание развивающей среды, работа с документацией, достижения
педагога, методическая работа, общественная нагрузка, удовлетворенность родителей, сетевая работа.
- Экспертная карта оценки взаимодействия воспитателя с детьми включает в себя показатели: создание и поддержка доброжелательной
атмосферы, установление доверительных отношений взрослого с детьми, поддержка инициативы детей в различных видах деятельности,
учет индивидуальных особенностей детей. Регламент оценки - 2 раза в год, кроме того, могут проводиться дополнительное обследование
(рисуночный тест, анкетирование родителей).
- В экспертную карту оценки развивающей среды вошли такие критерии, как безопасность, вариативность, трансформируемость
оборудования (в рамках требований ФГОС). Регламент оценки также не чаще 2-х раз в год.
- Экспертная карта оценки показателя «организация работы с детьми» включает такие критерии, как подготовка к образовательной
деятельности, организация свободной деятельности, посещаемость, оздоровление.
- Работа с родителями оценивается по следующим критериям: собрания, паспорт группы, перспективное планирование и прочее.
Результаты мастерской «Муниципальное задание. Эффективный контракт» презентовали Валентина Рыбкина и Мирослав Афанасьев.
Участниками работы Мастерской предложен проект реестра муниципальных услуг, включающий следующие услуги:
- реализация основных образовательных программ общего образования (показатели оценки качества - укомплектованность кадрами,
обеспеченность информационными ресурсами, вариативность внеурочной деятельности, наличие процедур для формирующей оценки);
- реализация основных образовательных программ общего образования в форме семейного образования;
- обеспечение реализации программ для детей с ограниченными возможностями здоровья;
- психолого-педагогическое сопровождение детей, требующих повышенного педагогического внимания;
- организация работы по реадаптации детей;
- организация деятельности пунктов сопровождения ГИА, ЕГЭ;
- апробация экспериментальных методик (в том числе по сетевому взаимодействию).
По мнению участников Мастерской предложенные показатели качества должны быть дифференцированы для школ, находящихся в разных
социальных условиях.
От Мастерской «Оценка качества общего образования: результаты учащихся, труд учителя и руководящих работников, образовательная
услуга» выступили Тамара Селиверстова и Андрей Батюшкин.
Участниками предложены подходы к формированию системы показателей оценки качества образовательной услуги, которые могут быть
разделены на 4 основные группы:
- качество, и в том числе такие критерии оценки, как позитивная динамика качества обученности, мониторинг УУД, успешность
участия в олимпиадах, степень удовлетворенности родителей, организация методической работы;
- количество, в эту группу на ряду с прочими включен такой критерий, как обеспечение перехода от простой ретрансляции знаний
к развитию творческих способностей;
- оптимизация - в том числе через улучшение условий образовательного процесса с привлечением инвестиций, участие в сетевых
сообществах по направлениям деятельности;
- наращивание, понимаемое как улучшение результатов при неизменных ресурсах, социально значимую деятельность учащихся, и
повышение имиджа образовательной организации.
Наталья Цырендашиева
|