Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Презентация к докладу Ольги Устюговой 

Лекция Мастера. О.Б.Устюгова




5 декабря 2013 года в Якутске в рамках общественного обсуждения моделей и механизмов повышения эффективности муниципальной системы образования в формате Школы кадрового резерва с докладом «Система оценки качества дошкольного образования» выступила Ольга Устюгова, эксперт Института проблем образовательной политики «Эврика».

Дошкольное детство - важнейший период жизни человека, новообразования которого влияют на всю его дальнейшую жизнь. В этом смысле качество дошкольного образования приобретает огромное значение для будущей успешности растущего ребенка. Поэтому, говоря об оценке качества дошкольного образования, мы фактически пытаемся разработать форсайт, некий образ будущего. Основные вызовы, задающие критерии поиска новой модели:

  • Интернет и развитие цифровых технологий;
  • технологические стартапы в образовании (тенденция на замену традиционных форматов индустриального образования);
  • гиперконкуренция и быстрое развитие отраслей (максимальная гибкость и развитие надпрофессиональных компетенций);
  • образование как актив (инвестирование в образование, контроль качества и прозрачность результатов);
  • вызов потребительского общества (рост доли «самостоятельных учеников» с запросом «свой путь»).

Традиционные форматы получения образования уступают место новым, более эффективным альтернативам. Учитель - репродуктор больше не актуален, как и вступительные тесты и различные их аналоги, оценки по итогам четвертей. Оценивание должно быть, но уже не в рамках пятибалльной системы, поскольку эта система не позволяет оценивать компетенции человека, динамику их развития. Диплом, как форма документа об образовании, постепенно уступит место паспорту компетенций и прецедентов. Меняются форматы предъявления информации. Просто текста уже недостаточно. В условиях развития сетевых технологий широкое распространение получают образовательные технологии в режиме он-лайн. Как следствие, необходимо и актуально развитие института виртуальных тьюторов и менторских сетей, развиваются альтернативные, внесистемные форматы получения образования. Доминирующие формы образования и социальной жизни - игра и командная работа. Необходимые навыки и компетенции для современного специалиста - взаимодействие с коллегами, способность принимать нестандартные решения, лидерские качества, открытость новым идеям, умение решать проблемы, способность работать самостоятельно.

Практически все перечисленные компетенции отражены во ФГОС дошкольного образования как требования к результату освоения ООП. Но как оценить достижение и качество заявленных результатов? Задача формирования современной системы оценки качества на основе принципов открытости и прозрачности является ключевой в рамках государственной программы «Развитие образования» до 2020 г. Основные тезисы, на которых строится система оценки качества - оценка условий (традиционный класс, модульное, трансформируемое пространство), оценка процесса (образовательная программа), оценка результата (ориентир развития). При этом в дошкольном образовании ребенок не может и не должен являться объектом формализованной оценки. И значит, что центральной фигурой является педагог, то как он организует образовательный процесс, использует окружающее пространство как средство для достижения главной цели - качественного образования как обязательного условия дальнейшей успешности ребенка. Таким образом, центральный процесс в образовании детей дошкольного возраста - взаимодействие ребенка и взрослого.

В традиционной модели оценки качества образования параметры оценки не учитывают динамику развития образовательного процесса. Они достаточно жестко привязаны к данной ступени образования. В то время как универсальная модель делает акцент на преемственность показателей оценки со следующими уровнями общего образования. В основу модели положены понятия - образовательная среда и возможности. Модель содержит комплексную систему оценки, которая включает:

  • самооценку коллектива образовательной организации (как инструмент самоанализа в целях обнаружения наиболее успешных и проблемных точек роста);
  • независимую экспертную оценку силами внешних организаций (образование, комфортность, безопасность, кадры, охват, открытость, оснащенность);
  • потребительскую оценку (родители - мнение об условиях пребывания, удовлетворенность образовательной услугой и услугой по присмотру и уходу, запросы на оказание дополнительных услуг, расширение участия в деятельности образовательной организации; начальная школа - согласованность действий детского сада и школы, успешность перехода ребенка на следующий уровень образования (успешность адаптации, освоение программы первого класса), мнение учителя об успешности социализации ребенка).

Результаты оценки могут не совпадать, и их несовпадение - основа для принятия управленческих решений по результатам анализа причин.

Наталья Цырендашиева


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100