Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Дебаты мастерских




4 декабря 2013 года в Якутске в рамках общественного обсуждения моделей и механизмов повышения эффективности муниципальной системы образования в формате Школы кадрового резерва состоялись дебаты участников Мастерских.

Дебаты проводились между 5 участниками от Мастерских: «Цели и оценка качества дополнительного образования детей» и «Оценка качества дошкольного образования. Оценка труда педагогических и руководящих работников организаций дошкольного образования».

Роли между участниками каждой Мастерской были разделены следующим образом:

  1. Спикер, проговаривающий тезис (или антитезис);
  2. Спикер, возражающий аргументам команды-противника;
  3. Спикер, формулирующий вопрос команде-противнику;
  4. Спикер, отвечающий на вопрос;
  5. Спикер, подводящий итог и резюме дебатов.

Дебаты проводились вокруг тезиса: удовлетворенность потребителей образовательных услуг (родителей и учащихся) – самый важный показатель оценки качества работы образовательной организации.

Аргументы в поддержку тезиса: какими бы ни были показатели качества (наличие учебных программ, победы на олимпиадах и прочее) – все сводятся к удовлетворенности «заказчика», что, в свою очередь, зависит от достижения высоких значений по всем показателям в комплексе, включая субъективные.

Аргументы в опровержение тезиса: невозможно выбрать самый важный показатель оценки качества работы образовательной организации, ведь качество достигается не с помощью одного фактора, а с помощью их совокупности, к примеру, через обеспеченность квалифицированными кадрами, современную материально-техническую базу и так далее.

Возражения аргументам:

  • родители заинтересованы в хорошем будущем своего ребенка, поэтому они должны принимать участие в оценке качества образовательной организации;
  • родители могут быть удовлетворены только «узкими» показателями, так как не компетентны дать комплексную оценку деятельности образовательной организации.

Вопрос, связанный с неспособностью родителей объективно оценивать качество образования своего ребенка, только усилил контраргументы – в каком ракурсе можно оценить удовлетворенность (по каким показателям?). Ответ представлен перечнем субъективных показателей, среди которых атмосфера, образовательная среда, результативность работы, достижения и прочее.

Если родитель - заказчик, школа – исполнитель и заказчик не удовлетворен, то, например, снижается конкурентоспособность – какие еще другие критерии являются определением конкурентоспособности:

  • достижение высоких результатов детьми?
  • современная материально-техническая база?
  • документация?
  • педагогический коллектив?

Как это родитель может оценить? Откуда получить информацию? Станет ли решением проблемы субъективности оценки массовое анкетирование родителей?

Удовлетворенность родителей и детей может стать критерием оценки, но не главным. Конечно, дети и семьи - это конечные потребители системы образования, но не все родители сами знают, чего хотят от школы, поэтому не способны оценить.

Резюмируя результаты дебатов сделан вывод, что есть другие, не менее важные критерии оценки качества работы образовательной организации. Надежда Муха, эксперт Института проблем образовательной политики «Эврика» усилила данную позицию, отметив, что крайняя ориентация на потребителя приводит к тому, что работа сводится только к удовлетворению заказа потребителя, что снижает качество образовательной услуги, поэтому нужна более объемная система оценки качества работы образовательной организации.

Иван Трифонов


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100