Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Лекция Мастера. Е.Г.Ушакова




4 декабря 2013 года в Якутске в рамках общественного обсуждения моделей и механизмов повышения эффективности муниципальной системы образования в формате Школы кадрового резерва с докладом «Проектирование образовательной среды подростковой школы в условиях введения ФГОС» выступила Елена Ушакова, эксперт Института проблем образовательной политики «Эврика».

Обозначая общую рамку обсуждения, Елена Ушакова обозначила вопрос: как вообще возможно нормирование, проектирование гуманитарной системы, доведение результата этой деятельности до вполне конкретного документа. Очевидно, что проектирование гуманитарной системы отличается от проектирования любой другой системы. Есть представление о результате, но действительность очень интенсивно изменяется, а человек, не изменяя своей гуманитарной сути, должен развиваться в этих условиях. Школа, как гуманитарный институт, не может функционировать на «облаке смыслов», это и становится почвой для появления стандартизированной рамки. Здесь можно фиксировать два полюса – либо нормирование, либо избыточность содержания.

Елена Ушакова отметила, что цели гуманитарной системы лежат вне ее, школа существует для будущего ребенка, не для себя, поэтому необходимо четко понимать результат образования, представлять действительность, в которой будет социализироваться выпускник. Проблема в том, что нужно понять, как занормировать деятельность учителя для реализации ФГОС, а для этого, в первую очередь, сам учитель должен понимать цель, результат образования ребенка. Интегрированный результат основной школы – способность человека делать осознанный выбор. На старте старшей школы человек должен осознанно выбирать профиль, учителей. Эксперт рассмотрела результаты обученности учащихся:

  • Предметный результат – это способность удерживать целостность предмета, понимать в общих чертах границы его применимости, контур, владение инструментарием (применение к другим предметам).
  • Метапредметный результат – самоорганизация, способность к действию – регулятивные действия (довести до продукта, до конца), познавательная способность, коммуникативная способность.
  • Личностный результат – понимание ребенком, к какой профессии есть склонность.

Основная школа – то самое пространство, которое обеспечивает пространство проб, социальные пробы, не связанные с обучением. В качестве «зеркала» выступают другие люди. Экспертный тезис Елены Ушаковой можно сформулировать следующей фразой - основная школа должна стать пространством проб, а именно:

  • Проба в предмете (экспериментирование)
  • Проба в иных видах деятельности (проект, исследование)
  • Социальные пробы (в различных типах взаимодействия с другими людьми)

Структура пробы – соотнесение замысла действия (проекта) и «себя» как способного, могущего; соотнесение собственного видения себя учеником и того, как его видят другие люди.

Общая схема пробы и пробного действия простая. У неё есть цель, действие, есть результат. Важнейший момент пробы – презентация, внешняя оценка. Через внешнюю оценку ребенок начинает соотносить полученный результат с замыслом. С одной стороны, на каждом этапе взрослый организует и предоставляет возможность учащемуся пробовать, с другой, обсуждает соотнесение результата. Это особая педагогическая работа, не связанная с предметом. Взрослый должен понимать каждого ребенка, помогать ему на самом важном этапе - рефлексии.

Учащиеся подростковой школы должны иметь пространство безответственной пробы, и это нормально, но с условием, что его сопровождает взрослый, который обсуждает с ребенком действия. Безответственная проба - такой процесс, действие, которому есть место всегда . Если мы хотим, чтобы ребенок чувствовал себя успешным в каком-то предмете, например, в математике, в школе должно быть «много математик».

Требования к инфраструктуре основной школы:

  • насыщенность пространства школы возможностями для выбора ученика (материальная, информационная и прочее) должна быть избыточной;
  • «нелинейность» пространства (пространство должно корректироваться достаточно быстро, выход за рамки школы понимается буквально, не межпредметные, межвозрастные погружения, а межшкольные, межгородские, при этом Интернет - технологии рассматриваются как важный ресурс, расширяющий пространство);
  • тьюторское сопровождение, тьюторская компетентность учителя, профессиональная компетентность, учитель должен знать и понимать не только предмет, но и ребенка: что можно ему предложить и как с ним работать (в связи с чем возникает вопрос об эффективном контракте);
  • обеспечение безопасности пространства (физическая, психологическая безопасность);
  • информационная насыщенность;
  • динамичность процессов;
  • правовое обеспечение.

Исходя из изложенного, строится схема проектирования: сначала проектируем содержание, затем инфраструктуру (расписание, норматив, понимание деятельности учителя), «дорожную карту». Все это можно назвать действительно действующей ООП, которая обеспечивает рефлексию и является инструментом обеспечения собственной деятельности.

Иван Трифонов


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100