Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Презентация к докладу Натальи Сандаковой 

Лекция Мастера. Н.Ю.Сандакова




4 декабря 2013 года в Якутске в рамках общественного обсуждения моделей и механизмов повышения эффективности муниципальной системы образования в формате Школы кадрового резерва с докладом «Муниципальная политика, ориентированная на развитие качественных преобразований в системе образования» выступила Наталья Сандакова, эксперт Института проблем образовательной политики «Эврика».

Наталья Сандакова отметила, что в настоящее время ситуация такова, что муниципалитет практически не имеет полномочий по управлению качеством, однако он может их реализовать через такие механизмы, как муниципальное задание и эффективный контракт, а также путем мониторинга заданных им показателей по качеству условий.

Одной из существенных проблем является недофинансирование, когда плановые объемы отличаются от фактических объемов финансирования, поскольку норматив в полном объеме до учреждения часто не доводится. С другой стороны, имеет место быть и неэффективное использование имеющихся средств. Решить эти проблемы можно через изменение методики формирования муниципального задания, формирование эффективного контракта с учетом показателей качества, реализацию сетевых программ.

Существенным вопросом является формирование максимально расширенного муниципального реестра услуг. Качественные характеристики услуг в этом случае имеют большое значение, поскольку они должны коррелировать с эффективным контрактом руководителей. При этом мы понимаем эффективный контракт как систему трудовых отношений. В этом смысле такой вариант, когда эффективный контракт заключается лишь с частью коллектива, не является верным. Не вполне правильным будет и подход, когда ФОТ определяется штатным расписанием. С позиции повышения качества образования, ФОТ, объем которого формируется исходя из реализуемой образовательной программы и Г(М)З, должен определять численность основного персонала, становясь тем самым через опосредование в эффективном контракте механизмом повышения эффективности образовательной организации в целом.

В этой связи актуальным является вопрос - на каком уровне должны реализовываться полномочия по нормированию труда: на уровне региона или на уровне школы? Если исходить из того, что каждая образовательная организация реализует свою ООП, то нормирование целесообразно осуществлять на уровне школы, поскольку в этом случае легче учесть специфику каждого учреждения, оценить все виды образовательной деятельности, осуществляемые педагогами в рамках ООП. Имея представление о том, как и что оценивается, каждый педагог сможет самостоятельно выбрать тот перечень работ, который может быть прописан в его эффективном контракте с учетом норм нагрузки.

Следующий сюжет - развитие сетевого взаимодействия образовательных организаций. Это позволит решить проблему нехватки высоко квалифицированных кадров, наполняемости классов, индивидуализации образовательной траектории учащихся, увеличения ресурсов. Ключевым вопросом, требующим решения, является разработка методики формирования сетевого норматива, который бы позволил передавать деньги на реализацию части программы в то или иное учреждение. Еще одна проблема, требующая решения - оплата труда педагога, реализующего сетевую программу. Возможно несколько вариантов:

  1. педагог работает на полной ставке в одной организации и на 0,5 ставки в другой. Негативный фактор - снижение экономической эффективности в другом учреждении.
  2. учитель работает на полной ставке в одном учреждении и по срочному договору в другом.
  3. учредитель (если школы находятся в одном муниципалитете) включает в Г(М)З «базовой» школе 2 услуги: очное обучение и сетевое обучение (в том числе электронное образование), и (или) работу по организации сетевого взаимодействия.

При определении подходов к реализации сетевых программ становится очевидным, что традиционная классно-урочная система в этих условиях не всегда эффективна (хотя бы потому, что желающих обучаться у этого учителя может оказаться слишком много). Решением может быть использование электронных ресурсов, когда занятия проводятся он-лайн (в том числе в записи) с привлечением тьюторов, которые организуют образовательный процесс, например, занятия в группах. В этом смысле, когда мы говорим про старт сетевого взаимодействия, мы не только понимаем, что придется решать ряд вопросов, касающихся разработки финансово-организационных механизмов, итоговой аттестации и тому подобное, но, вместе с тем, мы понимаем, что в среднесрочной перспективе может возникнуть ситуация, когда вопрос об эффективности образовательной организации в целом будет определяться количеством реально пришедших в него учеников, для которых данная организация более привлекательна, чем обучение в сети.

Наталья Цырендашиева


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100