3 декабря 2013 года в Якутске в рамках общественного обсуждения моделей и механизмов повышения эффективности муниципальной
системы образования в формате Школы кадрового резерва состоялись дебаты участников Мастерских.
Дебаты участников Мастерской «Муниципальное задание. Эффективный контракт» проводились вокруг тезиса: в муниципальном
задании общеобразовательной организации должна быть заложена услуга дополнительного образования детей.
Участники, выступившие в поддержку данного тезиса, отметили, что в силу географических, национальных, исторических особенностей
Республики Саха (Якутия), школа является социо-культурным центром, а введение возможности оказывать услугу дополнительного
образования детей позволит получать дополнительное финансирование. К примеру, в школах, находящихся в удаленных территориях,
больше нет ни помещений, ни специалистов, которые могут оказывать услугу дополнительного образования детей «в чистом
виде», поэтому школа – единственный способ предоставить детям услугу дополнительного образования.
Участники, позиционно выступающие против данного тезиса представили следующие аргументы:
- загруженность здания
- ограниченные возможности штатного расписания общеобразовательной организации
- отсутствие специальной материально-технической базы
- неэффективность дополнительного образования детей в ограниченном пространстве школы
- снижение качества предоставления услуг при совмещении функционала учителя и педагога дополнительного образования детей
В ходе дебатов участники пришли к выводу, что необходимо учитывать месторасположение общеобразовательной организации, решая
вопрос о том фиксировать услугу в муниципальном задании или нет.
Участники Мастерской «Оценка качества общего образования: результаты учащихся, труд учителя и руководящих работников,
образовательная услуга» в формате дебатов обсуждали тезис: муниципальная система оценки качества образования должна быть
создана для ликвидации неэффективных школ и учителей.
В ходе обсуждения зафиксировано, что муниципальная система оценки качества образования сама по себе не может быть создана
для ликвидации так называемых неэффективных школ, по следующим причинам:
- Нет четких показателей и критериев эффективности.
- Все школы, даже одного муниципалитета, находятся в разных условиях, а необходимо учитывать особенность системы образования
Республики Саха (Якутия) – значительное количество малокомплектных школ.
- Управленческая задача для муниципалитета должна заключаться в создании равных условий для разных школ. Например, уже давно
в научных кругах разработаны и используется синергетический подход в управлении.
- Никогда повышение заработной платы не влияло напрямую на повышение качества образования, равно как и, к примеру, введение
смертной казни не способствовало снижению преступности.
- Введение ФГОС направлено на то, чтобы изменялся сам учитель. Учебные пособия, которые использует и будет использовать
учитель на уроке в той или иной степени будет выводить педагога на нужный уровень, даже если ему и не хочется прилагать усилий
для своего саморазвития. Поэтому введение муниципальной системы оценки качества образования может являться одним из условий
повышения эффективности, но не его главным аргументом.
Иван Трифонов
|