3 декабря 2013 года в Якутске в рамках общественного обсуждения моделей и механизмов повышения эффективности муниципальной
системы образования в формате Школы кадрового резерва состоялись презентации результатов работы Мастерских.
Результат работы мастерской «Цели и оценка качества дополнительного образования детей» представили Любовь Колодкина
и Андрей Филиппов. Участниками работы обсуждались возможности оценки деятельности организации дополнительного образования
детей с трех позиций:
- Муниципалитет (показатели и варианты оценки деятельности)
- Родители (постановка задач системе дополнительного образования детей)
- Профессиональное сообщество (работа в условиях изменяющихся требований к организации дополнительного образования детей)
В ходе обсуждения зафиксирована проблема отсутствия общепринятой рамки определения эффективности деятельности организации
дополнительного образования детей, ведь нет институциональных норм, в соответствии с которым осуществлять оценку. Критерии
оценки с позиции потребителя услуг:
- Достижение высокой конкурентоспособности организации в целом;
- Расширение образовательного пространства (дифференцирование по этапности, предоставление максимальной возможности выбора,
максимальное разнообразие форматов занятий)
- Постоянное повышение квалификации педагогов
- Социальная успешность воспитанника
Способами проверки выделены – сверка списков детей, анализ социального паспорта организации, анкетирование родителей,
анализ программ, формирование папок достижений педагогов, портфолио детей и прочее. Основной критерий – обеспечение
доступности услуг дополнительного образования детей, чему могут способствовать:
- Четкое расписание при разнообразии различных видов деятельности;
- Постоянно обновляемый Интернет-сайт, который является своеобразной социальной сетью.
Татьяна Колмогорова и Людмила Герасимова представили результат работы мастерской «Оценка качества дошкольного образования.
Оценка труда педагогических и руководящих работников организаций дошкольного образования». В ходе обсуждения перечня
показателей оценки труда педагога, была зафиксирована необходимость разработки четкого инструментария для экспертов –
экспертные карты:
- оценки среды
- оценки документации педагога
- оценки психологических аспектов взаимодействия педагога и детей
- оценки организации деятельности детей
- оценки ООП
- оценки психологических аспектов взаимодействия с родителями
В качестве первоосновы разработки экспертных листов были взяты целевые ориентиры ФГОС дошкольного образования:
- Ребенок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности... Способен выбирать себе род и вид занятий,
участников совместной деятельности и так далее.
- Ребенок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и окружающим, обладает чувством собственного
достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх и так далее.
- ООП как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и актуализации развития ребенка. Программа
содержит требования к образовательной среде как социальной ситуации развития, предполагающей систему отношений со взрослыми,
сверстниками, миром, самим собой.
- Предметно-пространственная развивающая среда как условие развития потенциальных возможностей детей.
- Виды различных деятельностей - восприятие художественной литературы и фольклора, элементарная трудовая деятельность (самообслуживание,
бытовой труд, труд в природе), конструирование, изобразительная, музыкальная культура.
Отмечено, что мониторинг детского развития включает в себя оценку физического развития ребенка, состояния его здоровья, а
также развития общих способностей: познавательных, коммуникативных и регуляторных:
- Диагностика познавательных способностей включает диагностику перцептивного развития, интеллектуального развития и творческих
способностей детей.
- Диагностика коммуникативных способностей предполагает выявление способности ребенка понимать состояния и высказывания
другого человека, находящегося в наблюдаемой ситуации, а также выражать свое отношение к происходящему в вербальной и невербальной
форме. Особое внимание уделяется диагностике построения высказывания ребенка и диагностике межличностных отношений внутри
группы.
- Диагностика регуляторных способностей включает в себя диагностику эмоциональной и произвольной регуляции поведения ребенка,
в частности – эмоционального принятия или отвержения ситуации, которая сложилась в дошкольном учреждении, умения действовать,
планировать сложные действия, а также распределять роли и договариваться с партнерами по деятельности.
Иван Трифонов
|