Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Презентация к докладу Марии Миркес 

Лекция Мастера. М.М.Миркес




3 декабря 2013 года в Якутске в рамках общественного обсуждения моделей и механизмов повышения эффективности муниципальной системы образования в формате Школы кадрового резерва с докладом «Дополнительное образование: цель, качество, оценка качества» выступила Мария Миркес, эксперт Института проблем образовательной политики «Эврика».

В настоящее время обозначилась тенденция поглощения школой дополнительного образования со всеми ресурсами, финансированием и так далее. Однако без понимания специфики дополнительного образования такой процесс может быть губительным. В федеральной «дорожной карте» обозначены приоритеты развития системы дополнительного образования. Это расширение потенциала системы, то есть прежде всего увеличение охвата детей. При этом необходимо отделять дополнительное образование от простого времяпровождения. Следующая цель - создание условий для молодых талантов, развивая при этом не только предметную одаренность. Еще одна задача - внедрение эффективного контракта, которое потребует разработку показателей качества и результативности труда педагога.

Однако при проработке вопроса оценки качества дополнительного образования мы сталкиваемся со следующими проблемами: в дополнительном образовании нет общепринятого стандарта, поэтому согласованные ориентиры качества тоже отсутствуют. Дополнительное образование реализуется на очень различных площадках, иногда на площадках, принадлежащих разным ведомствам (например, дворцы культуры), или на площадках, не принадлежащих никаким ведомствам. Дополнительное образование очень сложно подвергнуть какому либо учету: точно сказать, сколько именно детей получают дополнительное образование достаточно трудно. Также сложно учесть и даже сформулировать представления родителей о качестве и недостатках дополнительного образования. Одним из проблемных вопросов является финансирование муниципальной услуги, понимаемой как реализация некой программы. Однако творческий процесс почти не поддается нормированию, поэтому учесть результативность и степень выполнения программы сложно. В этом смысле, ценность дополнительного образования состоит в том, что ребенок получает опыт инициативного образования (в отличие от «вмененного», то есть когда программа обучения строго определена независимо от пожеланий обучающегося, как, например, в математике). Ключевой результат инициативного образования - знание ребенком его собственных целей и задач образования, своих целей и интересов, опыт самостоятельного действия, формат которого определяется двумя этапами - заинтересованность, проба и активное продвижение в выбранной области, самостоятельное достижение каких либо успехов. Действие в направлении собственного интереса и достижение результата через осознанное и самостоятельное преодоление трудностей - важнейший результат дополнительного образования. Добиться такого результата в школе в условиях вмененного образования практически невозможно.

Задача педагога - помочь ребенку пройти оба этапа, поскольку конечная цель дополнительного образования - научить ребенка самоопределяться. В этом смысле мы учим не футболу, а посредством футбола развиваем способность самостоятельно ставить цель и самостоятельно добиваться ее, определять приоритеты своего развития. В этой связи на практике часто необходимо тьюторское сопровождение выявления интереса и самоопределения. Причем наиболее значимым тьюторское сопровождение является на первом этапе. Важно реализовать его полноценно, независимо от пространства, где это выполняется - за счет внеурочной деятельности или посредством кружков, секций и тому подобное. Ценность дополнительного образования - в разнообразии форматов, деятельностей, мест и отношений. Поэтому и продуктивность дополнительного образования детей заключается не только в победах на конкурсах и соревнованиях. Ключевой сюжет - социальный опыт, социальное действие. В этой связи важна публикация проекта, включение в социум. Потому что и мотивация к действию на практике находится именно во вне какого либо пространства.

Так как же измерить качество дополнительного образования? Традиционно предлагаемые критерии: сохранность контингента и посещаемость, квалификация работников, успешность детей в реализации образовательных программ. Однако все эти критерии применимы скорее ко второму этапу и никак не затрагивают первый, самый важный. Для первого этапа больше подойдут такие критерии, как, например, разнообразие площадок, форматов, мест, включенность в социум, знаковое сопровождение событий, возможность проб, мобильность, возможность встраиваться в любой точке процесса. Второй этап может оцениваться через отслеживание социализации как обнаружения себя в социуме, «определении» своего дела.

В этом смысле традиционные модели реализации дополнительного образования внутри школ и даже в соответствующих организациях не в полной мере соответствуют заявленному пониманию ценности дополнительного образования. Наиболее подходящими могут быть модели реализации дополнительного образования через сеть площадок дополнительного образования города (региона), в которой облегчен переход детей внутри точек сети. В настоящее время такую модель сложно реализовать в виду отсутствия сетевых программ (а есть узко специализированные программы по танцам, живописи и так далее). Следующая модель - территориальная или средовая. Предметом работы становится среда территории (есть некая карта, на которую нанесены все площадки социализации и различного рода практик), когда территория становится пространством социализации детей различных категорий (хороших, обычных, трудных).

Согласно перечисленным моделям определяются и механизмы финансирования:

  • муниципальная услуга (набор муниципальных заданий на оказание услуги у одной организации);
  • муниципальные работы (набор муниципальных заданий на выполнение работ);
  • ваучерная модель, когда ребенку «передается» некий объем средств для перемещения внутри сети.

Механизмы финансирования территориальной (средовой) модели пока являются проектной задачей. В первом и втором случае возможно сочетание двух моделей при условии наличия подробного реестра муниципальных услуг. Формирование такого реестра - одна из задач для участников Школы кадрового резерва.

Наталья Цырендашиева


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100