Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Презентация к докладу Надежды Муха 

Лекция Мастера. Н.В.Муха




3 декабря 2013 года в Якутске в рамках общественного обсуждения моделей и механизмов повышения эффективности муниципальной системы образования в формате Школы кадрового резерва с докладом «Виды образовательной деятельности и ФГОС» выступила Надежда Муха, эксперт Института проблем образовательной политики «Эврика».

Надежда Муха отметила, что проблематика обсуждения лежит в поле того, что должно быть включено в эффективный контракт учителя, реализующего ФГОС, отвечающего ожиданиям государства, общества, ребенка и родителя. Профессиональное резюме современного учителя включает в себя уже не только профессиональное образование, которого часто недостаточно, огромное значение имеет постпрофессиональное образование - владение ИКТ, облачными технологиями и тому подобное. Практика показывает, что в рамках необходимости решения задачи по реализации ФГОС наиболее эффективны те учителя, чье базовое образование не является педагогическим - филолог, физик - баллистик, то есть люди, изучавшие предметность более глубоко, чем это принято в педвузах. Почему? Потому что сложна структура ожидаемых результатов деятельности учителя по реализации ФГОС - они должны быть компетентностными, академическими, описывать успешность социализации, характеризовать индивидуализацию, и более того, демонстрировать положительную динамику. Специфика результатов определяет и виды деятельности учителя: проектная деятельность, исследовательская деятельность, погружения. А это в свою очередь требует от учителя способности разворачивать деятельность не только внутри школы, но и вне ее, сотрудничать со сторонними организациями. И в этом смысле только способности вести урок уже недостаточно.

Например, как может быть оценена деятельность учителя по организации исследовательской деятельности учащихся, которая не является только учебной или только внеучебной, а сочетает в себе и то и другое? Как может осуществляться нормирующая и формирующая оценка результатов учащихся? Какими критериями должен руководствоваться учитель, оценивая динамику результатов ребенка, которые при осуществлении проектной деятельности часто могут быть значительно отсроченными по времени (например, разработка и реализация учащимися старших классов собственных бизнес-проектов). Требование индивидуализации образовательной траектории учащегося предполагает, что учитель должен осуществлять тьюторское сопровождение индивидуального образовательного маршрута ребенка, организовывать различные образовательные события (проблематизация, обозначение перспектив, владение разными рефлексивными форматами). Следующее требование - умение построить диалог с потребителем образовательной услуги, согласование социального заказа образованию. Еще одна задача - работа с «выпрыгивающими» детьми, теми, кто обгоняет, опережает программу.

Изменение структуры видов деятельности опосредует изменение подходов к оценке качества и результативности образовательной деятельности учителя, и, как следствие, к изменению подходов к оплате труда. При решении этой задачи возникает ряд сложностей, поскольку сама деятельность часто не поддается нормированию, но должна быть включена в какую-то четкую структуру соотношений видов деятельности, количества времени, которое на них отводится, и стоимости выполненных работ. Одним из решений является разделение видов деятельности между разными сотрудниками, когда проектную деятельность выполняет один, а тетради проверяет другой. Но как это вписать в эффективный контракт, чтобы все перечисленные виды деятельности выполнялась в данной конкретной школе при условии, что каждый отдельный учитель не перегружен - проектная задача для участников Школы кадрового резерва.

Следующая проектная задача - реализация сетевых программ. Если, реализуя такую программу, учитель работает на полставки в разных учреждениях, то именно учреждениям это невыгодно, поскольку сами учреждения в существующих условиях становятся экономически неэффективными. С другой стороны, именно сетевые программы программы позволяют в наиболее полной мере организовать для учащихся вариативное пространство проб, что коррелирует с идеологией ФГОС.

Наталья Цырендашиева


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100