3 декабря 2013 года в Якутске в рамках общественного обсуждения моделей и механизмов повышения эффективности муниципальной
системы образования в формате Школы кадрового резерва с докладом «Виды образовательной деятельности и ФГОС» выступила
Надежда Муха, эксперт Института проблем образовательной политики «Эврика».
Надежда Муха отметила, что проблематика обсуждения лежит в поле того, что должно быть включено в эффективный контракт учителя,
реализующего ФГОС, отвечающего ожиданиям государства, общества, ребенка и родителя. Профессиональное резюме современного учителя
включает в себя уже не только профессиональное образование, которого часто недостаточно, огромное значение имеет постпрофессиональное
образование - владение ИКТ, облачными технологиями и тому подобное. Практика показывает, что в рамках необходимости решения
задачи по реализации ФГОС наиболее эффективны те учителя, чье базовое образование не является педагогическим - филолог, физик
- баллистик, то есть люди, изучавшие предметность более глубоко, чем это принято в педвузах. Почему? Потому что сложна структура
ожидаемых результатов деятельности учителя по реализации ФГОС - они должны быть компетентностными, академическими, описывать
успешность социализации, характеризовать индивидуализацию, и более того, демонстрировать положительную динамику. Специфика
результатов определяет и виды деятельности учителя: проектная деятельность, исследовательская деятельность, погружения. А
это в свою очередь требует от учителя способности разворачивать деятельность не только внутри школы, но и вне ее, сотрудничать
со сторонними организациями. И в этом смысле только способности вести урок уже недостаточно.
Например, как может быть оценена деятельность учителя по организации исследовательской деятельности учащихся, которая не является
только учебной или только внеучебной, а сочетает в себе и то и другое? Как может осуществляться нормирующая и формирующая
оценка результатов учащихся? Какими критериями должен руководствоваться учитель, оценивая динамику результатов ребенка, которые
при осуществлении проектной деятельности часто могут быть значительно отсроченными по времени (например, разработка и реализация
учащимися старших классов собственных бизнес-проектов). Требование индивидуализации образовательной траектории учащегося предполагает,
что учитель должен осуществлять тьюторское сопровождение индивидуального образовательного маршрута ребенка, организовывать
различные образовательные события (проблематизация, обозначение перспектив, владение разными рефлексивными форматами). Следующее
требование - умение построить диалог с потребителем образовательной услуги, согласование социального заказа образованию. Еще
одна задача - работа с «выпрыгивающими» детьми, теми, кто обгоняет, опережает программу.
Изменение структуры видов деятельности опосредует изменение подходов к оценке качества и результативности образовательной
деятельности учителя, и, как следствие, к изменению подходов к оплате труда. При решении этой задачи возникает ряд сложностей,
поскольку сама деятельность часто не поддается нормированию, но должна быть включена в какую-то четкую структуру соотношений
видов деятельности, количества времени, которое на них отводится, и стоимости выполненных работ. Одним из решений является
разделение видов деятельности между разными сотрудниками, когда проектную деятельность выполняет один, а тетради проверяет
другой. Но как это вписать в эффективный контракт, чтобы все перечисленные виды деятельности выполнялась в данной конкретной
школе при условии, что каждый отдельный учитель не перегружен - проектная задача для участников Школы кадрового резерва.
Следующая проектная задача - реализация сетевых программ. Если, реализуя такую программу, учитель работает на полставки в
разных учреждениях, то именно учреждениям это невыгодно, поскольку сами учреждения в существующих условиях становятся экономически
неэффективными. С другой стороны, именно сетевые программы программы позволяют в наиболее полной мере организовать для учащихся
вариативное пространство проб, что коррелирует с идеологией ФГОС.
Наталья Цырендашиева
|