Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Межрегиональная конференция по вопросам функционирования интерактивной образовательной карты > Лекция «Мониторинг модернизации общего образования: от инструмента контроля к инструменту развития»
Презентация лекции Р.В.Селюкова 

Лекция эксперта АНО «Института проблем образовательной политики «Эврика» «Мониторинг модернизации общего образования: от инструмента контроля к инструменту развития системы образования»




30 ноября 2013 года в г.Москве, в рамках межрегиональной конференции для представителей Минобрнауки России и органов управления образованием субъектов РФ по вопросам функционирования информационно-открытой интерактивной образовательной карты общеобразовательных учреждений России состоялась лекция «Мониторинг модернизации общего образования: от инструмента контроля к инструменту развития системы образования» Романа Селюкова, заместителя директора АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика».

В начале своего выступления Роман Викторович отметил, что в настоящее время широко обсуждается мониторинг на различных уровнях образования. Важно определить, зачем проводить мониторинги на различных уровнях. Здесь возможны два варианта – использование результатов мониторинга как инструмента контроля и как инструмента для развития образовательной организации.

В случае использования как механизма контроля предполагается соотнесение с идеальной формой, с некоторым, идеальным шаблоном. В образовании это – некоторая система показателей, на основании которых делаются некоторые выводы об актуальном состоянии образовательных институтов. Подобное действие не предполагает содержательной рефлексии, поскольку подразумевает лишь бинарную систему (отражен или нет показатель, соответствует ли он предполагаемому, или нет). Соответственно, данный способ не может использоваться в качестве анализа развития. Но возможна другая ситуация, когда мониторинг «становится инструментом, который переводит субъект и объект оценки в активную позицию». В этом случае он становится способом определения пространства развития конкретных образовательных организаций.

Подобным инструментом, задающим пространство для развития образовательного учреждения может стать информационно-открытая интерактивная образовательная карта. Наличие или отсутствие на интерактивной карте www.educationmap.ru определенных условий (например, свидетельствующих о том, что в образовательной организации есть учебно-производственные мастерские, кабинеты химии и физики), фактически дается сигнал о необходимости изменять недостающие условия. Эти данные автоматически агрегируются с сайта www.kpmo.ru, на котором есть дополнительные возможности внесения в «карточку школы» дополнительных показателей, которые школа хочет предъявить, для уточнения той услуги, которую она оказывает потребителю…

Также следует отметить, что в настоящее время потребитель не разговаривает на языке тех результатов, которые прописаны в нормативных документах (ФГОС, Законе об образовании и т.д.), перевода с педагогического языка на язык, понятный потребителю о современных результатах, содержании образования, не получается. Для преодоления этого разрыва в настоящее время необходимо обустраивать электронную среду школы. Следует отметить (и это подтверждает проведенный мониторинг образовательных сайтов, позволяющий автоматически и экспертно оценивать количество и качество размещенной на сайте информации), что настоящее время не все образовательные организации обладают информативными, удобными в навигации ресурсами. На сайтах достаточно часто не размещены даже необходимые документы (например, лицензия на право осуществления образовательной деятельности с приложениями, устав и т.д.). Очень редко встречаются внятные, понятные для потребителя, описания особенностей осуществляемой деятельности и предполагаемых результатов (например, основная образовательная программа и т.д.).

Роман Селюков подчеркнул, что необходима разработка и функционирование большого количества открытых информационных систем, из которых граждане, представители общественных организаций, руководители и работники образовательных организаций, представители муниципальных и региональных управлений образованием могли получать различного рода информацию, которая, в свою очередь, может становится основанием для принятия некоторых решений (от выбора школы, до определения вектора развития образовательной организации).

Завершая лекцию, Роман Селюков продемонстрировал различные Интернет-ресурсы – www.kpmo.ru www.educationmap.ru, www.monpages.ru и т.д., которые позволяют получать в открытом (и закрытом) доступе информацию об образовательном пространстве и прtдположил, что в ближайшее время различного рода мониторинги будут развиваться снизу (от образовательных организаций), будут появляться различные платформы, которые будут объединять (оптимизировать) первичные данные из различных источников.

Сергей Горохов


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100