Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Пленарное заседание




8 ноября 2013 года в Чите в рамках экспертно-аналитического семинара «Региональная стратегия модернизации общего образования, направленная на повышение эффективности образования» состоялось пленарное заседание, на котором представлены результаты работы проектных групп, подведены итоги семинара.

Проектная группа, обсуждавшая проблематику дошкольного образования представила перечень должностей работников дошкольной организации для выделения тех должностей, которые будут финансироваться региональным бюджетом на основании разграничения функционала по трем группам: воспитание и обучение, присмотр, содержание. К должностям, функциональные обязанности которых ориентированы на воспитание и обучение, отнесены: воспитатель, заведующий, заместитель заведующего по УВР (на 20%), младший воспитатель, музыкальный руководитель, педагог – психолог, помощник – воспитателя (на 70%), учитель – логопед, социальный педагог, старший воспитатель, педагоги дополнительного образования.

Обозначены проблемы:

  • несформированность нормативно-правовой базы по нормативу дошкольного образования,
  • отсутствие перечня затрат на присмотр и уход на федеральном и региональном уровнях,
  • недостаточность рынка услуг дошкольного образования.

Подходы к формированию норматива уже определены, перечень должностей также должен быть нормативно закреплен. На муниципальном уровне должен быть сформирован муниципальный норматив на услуги по присмотру и уходу.

К основным направлениям деятельности по снижению очередности в дошкольные образовательные организации отнесены:

  • традиционные, такие как строительство, реконструкция, открытие дополнительных групп;
  • развитие вариативных форм, которые являются самыми малозатратными формами и позволяют решить проблемы предоставления услуг дошкольного образования. Вариативные модели могут включать: негосударственные модели (частные центры, услуги по присмотру и уходу), муниципальные модели (выездные группы, консультативные центры).
  • семейная группа раннего и дошкольного образования. Государственная услуга на содержание ребенка включает расходы на заработную плату родителей, расходы на продукты питания – около 111 тысяч рублей в год.

Эксперты Института проблем образовательной политики «Эврика» обозначили необходимость реализации вариативных моделей за счет компенсации части затрат негосударственным, частным организациям. Если муниципальные дошкольные учреждения получают финансирование на присмотр и уход, то и «частники» также могут получать финансирование по муниципальному нормативу.

Муниципальное имущество на концессию – преференция, позволяющая помогать частному сектору в образовании. Необходимо оказывать поддержку «частникам», если услуга есть в реестре муниципальных или государственных услуг.

Проектная группа по разработке нормативов финансирования школ провела анализ существующих норм финансирования. Был произведен расчет норматива по предложенной формуле. Кроме ранее обозначенных коэффициентов: К1 – коэффициент целевого значения численности учителей, К2 – отчисления в обязательные негосударственные фонды, К3 – условно расчетный коэффициент увеличения заработной платы педагогических работников, в формулу включен К4 – коэффициент качества. В расчет норматива не вошли затраты на повышение квалификации педагогических работников.

Следующая проектная группа предъявила на обсуждение модель финансирования организации дополнительного образования (на примере расчета норматива для учреждения физкультурно-спортивной направленности). При расчете норматива необходимо учитывать: характер образовательной программы (типовая, комплексная), особенности контингента, территориальное расположение, аккредитационную категорию, уровень категорийности педагогов.

При расчете норматив по предложенной формуле основывался на исходных данных по специфике группы, минимальная наполняемость группы, количество групп за ставку, итоговое минимальное количество обучающихся, количество в неделю, количество занятий в неделю. Норматив рассчитывается исходя из специфики группы и трудности работы с ней: группа спортивного совершенствования, требует большего объема работы, нежели начальная спортивная группа. Также был рассчитан по предложенной формуле норматив по охвату детей досуговой деятельностью.

Обозначены проблемы:

  • необходимость разработки механизма точного определения потребителя услуги и количества потребителей;
  • в перечне работ всех учреждений дополнительного образования должны быть учтены все виды работ;
  • необходимы дополнительные источники финансирования для оказания разных видов работ;
  • нормативы должны учитывать специфику всех организаций дополнительного образования.

Результаты работы проектной группы по разработке системы оценки качества были представлены в формате обозначения основных подходов к разработке муниципальной и школьной систем оценки качества образования. Модель МСОКО содержит концептуальный, нормативно-правовой, организационный и процессуальный блоки. Модель ориентирована на процедуры внутренней и внешней оценки, для осуществления которых необходимо разработать инструментально-технологический блок, параметрический и информационный блоки. Обозначена проблема несоответствия имеющихся показателей оценки качества требованиям оценки от позиции личностного развития ребенка.

В модели ШСОКО определены направления оценки, объекты, целевое предназначение, субъекты и процедуры оценки. ШСОКО должна быть ориентирована на оценку реализации ООП, то есть на оценку условий реализаций программы (контингент учащихся, социальная среда, кадровый состав) в связке с качеством образовательных результатов.

В завершении пленарного заседания были представлены результаты работы группы по проблематике введения эффективного контракта. Обозначены основные проблемы:

  • связка эффективного контракта и НСОТ,
  • разработка четких показателей эффективности педагога,
  • определение алгоритма введения контракта.

На примере одной конкретной школы был рассмотрен механизм введения эффективного контракта на основе расчета фонда оплаты труда. При численности учеников в начальной школе в 240 человек, полный ФОТ – 4319 тысяч рублей, 252 тысяч рублей – ФОТ педагогов, который должен распределиться между 9 учителями (при фактическом положении – 11 учителей начальной школы). Рассчитана средняя заработная плата учителя при 25-часовой нагрузке - 27,8 тыс. руб. Максимальная заработная плата – 35 тыс. руб. Фактически ФОТ начальной школы составляет 250 тыс. руб. На 11 учителей начальной школы средняя заработная плата – 23 тыс. руб. Стимулирующая часть формируется по остаточному принципу, исходя из существующей величины «ученико-часа», не соответствующей существующей ситуации.

Эржени Будаева


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100