27 октября 2013 года в Москве в рамках межрегиональной конференции «Результаты апробации и перспективы внедрения
современной модели итоговой аттестации учащихся общеобразовательных учреждений в 9 и 11 классах, ориентированной на оценку
предметных, метапредметных и личностных результатов образования в соответствии с ФГОС» продолжила работу секция «Проблематика
внедрения современной модели итоговой аттестации учащихся общеобразовательных учреждений в 9 и 11 классах, ориентированной
на оценку предметных, метапредметных и личностных результатов образования в соответствии с ФГОС ступеней общего образования.
Школьный уровень». Координатор – Анастасия Белолуцкая, заместитель директора Института проблем образовательной
политики «Эврика».
Принципиальное, ключевое различение, которое необходимо учитывать – это различение оценки качества образования и контроля
качества образования. В соответствии с ФГОС основного общего образования именно школа является разработчиком основной образовательной
программы и системы оценки качества образования. Система оценки качества образования на школьном уровне включает в себя оценку
учебных программ, оценку условий реализации ООП, мониторинг учебных и внеучебных достижений детей.
В силу того, что в конце обучения на ступени общего основного образования учащиеся выходят на государственную итоговую аттестацию,
именно на школу ложится ответственность за обеспечение условий подготовки детей к итоговой аттестации.
Есть две основных стратегии создания инструментов оценки сформированности метапредметных способностей учащихся на ступени
основного общего образования:
- Включение в ГИА (существующую процедуру итоговой аттестации учащихся) специфических «метапредметных заданий».
- Проведение аттестационной процедуры в форме образовательного события, когда сформированность метепредметных компетентностей
оценивают эксперты с помощью оценочных листов.
Предлагаемая модель аттестационной процедуры направлена на оценку сформированности у выпускников основного общего образования
метапредметных компетентностей в форме образовательного события. Невозможно «натаскать» детей на подобную оценочную
процедуру. Для того, чтобы дети продуктивно и успешно проходили данную оценочную процедуру, необходимо, чтобы на всех этапах
обучения, начиная с начальной школы, они участвовали в процедурах подобного формата. Именно формат аттестационный процедуры
определяет способы и формы учебной и внеучебной работы с учащимися на ступени основного образования.
Существуют различные формы учебной деятельности, которые позволяют формировать метапредметные компетентности учащихся: это
дебаты, предметные и метапредметные погружения. Важнейшим преимуществом подобного рода образовательных событий является возможность
формирования у детей навыка самооценивания.
Основная проблематика работы группы - разработка альтернативного варианта итогового аттестационного испытания для выпускников
9-х классов образовательных учреждений.
Работа группы началась с дополнительной информации о содержании экзаменационных материалов, отдельные задания по разным предметам
обсуждались с точки зрения их диагностического и развивающего эффектов.
Участниками группы был отмечен и такой аспект предлагаемых материалов, как психологически щадящий режим – этому особенно
способствуют формы групповой работы, в процессе которых нейтрализуются негативные характеристики экзаменационного стресса.
Участники отметили, что предлагаемые материалы существенно отличаются в сравнении с традиционными тестами. Основное позитивное
отличие состоит в том, что они позволяют оценить метапредметные результаты образования.
Задание по географии, например, позволяют оценить, насколько ребенок может использовать средства и знания полученные в других
сферах, задания также косвенно позволяют оценить знания по целому ряду других предметов. Итог группового обсуждения состоит
в одобрении предлагаемых материалов для ГИА и необходимости более подробного анализа схемы экспертного заключения.
Соб.инф.
|