27 октября 2013 года в Москве в рамках межрегиональной конференции «Результаты апробации и перспективы внедрения
современной модели итоговой аттестации учащихся общеобразовательных учреждений в 9 и 11 классах, ориентированной на оценку
предметных, метапредметных и личностных результатов образования в соответствии с ФГОС» состоялась панельная дискуссия
«Как изменится содержание образования в условиях новой модели итоговой аттестации в 9 и 11 классе в соответствии с требованиями
ФГОС ступеней общего образования» Модератор – Роман Селюков, первый заместитель директора Института проблем образовательной
политики «Эврика».
Роман Селюков подчеркнул, что модель процедуры проверки освоения основной образовательной программы ступени основного общего
образования учащимися 9-х классов должна инициировать, прежде всего, включение школьников в проектно-исследовательскую деятельность.
Такая процедура проверки освоения ООП должна быть направлена на оценку тех метапредметных результатов, которые оценить с помощью
тестовых технологий невозможно. Для оценки этих результатов предлагается использовать технологию независимых экспертных оценок
в ходе итогового события, которое организуется в рамках государственной итоговой аттестации. Это событие носит индивидуально-групповой
характер.
Разработанная экспертами Института проблем образовательной политики «Эврика» модель процедуры проверки освоения
основной образовательной программы ступени среднего (полного) общего образования учащимися 11-х классов включает в себя:
- отчет о реализации своей индивидуальной образовательной программы (портфолио),
- итоговый проект своего самоопределения, который включает в себя развернутые ответы на вопросы: моя образовательная история;
системное описание сферы своего профессионального самоопределения; базовые современные проблемы в рамках выбранной профессиональной
сферы; обоснование выбора профессиональной сферы и определение своей значимости в ней.
Cейчас по заказу Министерства образования и науки РФ заканчивается разработка экзамена, которого раньше не было в системе
итоговой аттестации. Этот экзамен призван оценить метапредметные компетенции ученика – умения применять знания, полученные
в школе, на практике, в каких-то нестандартных ситуациях, работать с информацией, планировать свои действия, анализировать
проблему, проявлять инициативу, вступать в коммуникацию. Такой экзамен может проходить в форме группового испытания, в совместной
деятельности с одноклассниками, когда они, взаимодействуя друг с другом, решают какие-то проектно-исследовательские, художественно-творческие
задачи. Экзамен будет оценивать не школа, а внешние эксперты – учителя других школ, представители профессиональных и
гражданских сообществ. За экзамен в аттестат, наравне с оценками по химии, биологии, математике и пр., будет выставляться
содержательно-балльная оценка. Это означает, что, помимо баллов, ребенок получает характеристику-рекомендацию для поступления
на следующую ступень: после 9-го класса - в 10-й класс, после 11-го - в высшую школу.
Самое главное – изменить ситуацию оценки результатов в образовании. Фактически школа проверяет результаты ребенка внутри
школы. Но когда он выходит в открытую жизненную ситуацию, там появляются задачи абсолютно другого типа, и дети часто пасуют
перед этими задачами. Первая задача, которая встречается ребенку по окончании 9-го класса – выбрать, что делать дальше
– идти в 10-й класс или в учреждение профессионального образования. Та же самая ситуация возникает и для детей в 11-м
классе - они выбирают профессию. По мнению Романа Селюкова, задача школы – научить ребенка действовать в неопределенной
ситуации. Для того, чтобы понять, справилась ли школа со своей задачей, смогла ли она подготовить ребенка к встрече с трудностями,
которые могут возникнуть в обычной жизни, необходимы оценочные процедуры, или экзамен.
Соб.инф.
|