27 октября 2013 года в Москве в рамках межрегиональной конференции «Результаты апробации и перспективы внедрения
современной модели итоговой аттестации учащихся общеобразовательных учреждений в 9 и 11 классах, ориентированной на оценку
предметных, метапредметных и личностных результатов образования в соответствии с ФГОС» с докладом «Оценочный инструментарий
итоговой аттестации учащихся общеобразовательных учреждений в 9 и 11 классах, ориентированной на оценку предметных, метапредметных
и личностных результатов образования в соответствии с ФГОС ступеней общего образования» выступил Алексей Воронцов, эксперт
Института проблем образовательной политики «Эврика».
В начале лекции Алексей Воронцов отметил, что итоговое испытание, представленное в рамках обсуждаемой Модели, предлагает альтернативу
аттестации выпускников девятых классов в форме ГИА. Данный экзамен является «входным» для продолжения образования
в старшей школе. Итогом экзамена является определение личных образовательных достижений и уровня освоения учащимися метапредметных
компетентностей.
Основными метапредметными образовательными результатами, которых должны достигнуть учащиеся к концу основной ступени школьного
образования являются: учебная, информационная и коммуникативная грамотности.
Так, по определению эксперта, учебной грамотностью обладает человек, способный к постановке и решению задач, новых для него
лично. Информационной грамотностью обладает человек, который при решении новых задач может адекватно использовать тексты в
широком понимании (т.е. не только словесные) и современные технологии их хранения. Коммуникативной грамотностью обладает человек,
способный ставить и решать определенные типы задач социального, организационного взаимодействия: определять цели взаимодействия,
оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы взаимодействия партнера (партнеров), выбирать адекватные стратегии коммуникации,
оценивать успешность взаимодействия, быть готовым к осмысленному изменению собственного поведения.
Акценты в итоговом оценивании, по мнению Алексея Воронцова, должны касаться оценки портфолио учащегося и самого итогового
события. Эксперт обратил внимание участников на важность согласованности портфолио с выбором испытания. Портфолио есть обоснование
выбора предмета, поэтому его необходимо оценить до начала испытания. Портфолио дает возможность описать личностные характеристики
выпускника, а комиссия рекомендует индивидуальную траекторию, итоговый экзамен, профиль, вуз и так далее.
Предлагается следующая структура портфолио:
- продукты деятельности, связанные с выбираемой сферой обучения (например, решенная задача, описание плана урока, документальный
фильм, видео др.);
- достижения (грамоты, дипломы, сертификаты, благодарственные письма, экспертные отзывы, индекс цитируемости др.);
- пробы (публикации, каталоги выставок, концертные и театральные программы, отчеты о стажировочной практике , карта мест,
где, возможно, проходила проба, видеоматериалы, отзыв работодателя, производственная характеристика др.);
- стартовый проект своего образования в старшей школе (образовательные задачи, план реализации, ресурсы, которые будут нужны,
система оценки и/или самооценки др.);
- описание личного представления о будущем профиле обучения (рефлексивное резюме);
- самоотчет о внешкольных достижениях ученика (спортивных, художественных, познавательных, социальных) в их связи с продолжением
образования.
Татьяна Морозова
|