Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Пленарное заседание.




26 октября 2013 года в Москве в рамках межрегиональной конференции «Результаты апробации и перспективы внедрения современной модели итоговой аттестации учащихся общеобразовательных учреждений в 9 и 11 классах, ориентированной на оценку предметных, метапредметных и личностных результатов образования в соответствии с ФГОС» состоялось пленарное заседание, на котором представлены результаты работы проектных групп, подведены итоги первого дня межрегиональной конференции.

В рамках пленарного заседания между проектными группами состоялось содержательное обсуждение технологии создания задания для предпрофессионального экзамена. Прежде всего необходимо определить «привязку» задания к конкретным условиям местности, в которой проводится экзамен: ее экономическая сфера, особенности социума, развитость инфраструктуры, наличие социально-экономических проблем и перспектив. Во-вторых, необходимо «связать» задачу и с более широкими территориальными и социальными контекстами. В-третьих, необходимо концентрироваться на пересечениях полей и записей базовой таблицы типов и сфер человеческой деятельности, представленной в модели Института проблем образовательной политики «Эврика». В этих пересечениях необходимо определить перечень конкретных продуктов, которые могут появиться по результатам работы. При этом каждый продукт должен иметь общественную (экономическую) ценность. После определения продукта можно формировать задание: формулировка, условия, данные. Данных может быть или избыточное количество, или недостаточное. Это позволяет расширять поле вариантов решения задачи для учащихся.

Говоря о материалах, которые описывают необходимые изменения в школе, муниципалитете, регионе, федерации в целом для обеспечения готовности детей к итоговой аттестации в 9 и 11 классе по метапредметным результатам, проектные группы представили направления технологического развития школы, муниципальной и региональной сети образовательных организаций:

  • переход к новой модели образовательной деятельности на задачном принципе;
  • формирование экспертных сообществ по технологическим направлениям деятельности педагогов и педагогических коллективов;
  • формирование финансово-экономических оснований для оценочной деятельности в школе;
  • переход к открытому образованию, в котором доступны все образовательные ресурсы вокруг школы и ресурсы конкретной школы;
  • обеспечение условий для самообразования педагогов.

Проектные группы представили также перечень «дефицитов», которые испытывают сегодня школы при введения ФГОС ступеней общего образования:

  • различные варианты описания систем образовательных результатов, соответствующих требованиям ФГОС ступеней общего образования;
  • описание федеральной рамки системы оценки качества образования;
  • описание региональной рамки системы оценки качества образования;
  • описание требований к школьным системам оценки качества образования;
  • разработка вариантов инструментов оценки образовательных результатов учащихся, способов интерпретации результатов оценивания.

В рамках пленарного заседания представлено видение модели проверки освоения ООП основного общего образования с позиции федерального уровня. Основными обсуждаемыми позициями в ходе работы групп стали следующие позиции:

  • проверка освоения ООП может становиться на федеральном уровне сугубо контрольной, и тогда эта проверка должна стать составляющей процедурой итоговой государственной аттестации. В этом случае требуется серьезная работа по выстраиванию организационной структуры проведения такой проверки;
  • проверка освоения ООП может становиться на федеральном уровне вариативной оценочной процедурой, которая осуществляется на региональном, муниципальном или школьном уровне. В этом случае подобная процедура может проводиться более свободно и ее задача – сориентировать содержательно коллективы школ на адекватные требованиям ФГОС к образовательным результатам технологии работы учителя и педагогического коллектива школы в целом.

Процедурно и содержательно проведение проверки освоения ООП основного общего образования в части метапредметных результатов по мнению групп может выстраиваться на основе модели, предложенной АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика». Группа поставила себе задачу на следующий день работы, рассмотреть подробнее сами задания, направленные на проверку освоения ООП, учитывая, что контекст федерального уровня оценки качества уже был рассмотрен подробно в 1 день работы.

В рамках региональных полномочий возможно выстраивать содержание оценочных материалов, по которым проводится проверка. Для этого необходимо понимать, какие требования нужно предъявить к контрольно-измерительным материалам:

  • требования к проектной задаче (заданию);
  • требования к карте наблюдения, которую будут заполнять эксперты;
  • требования к экспертам.

Исходя из рассмотренных примеров проектных задач, участники группы зафиксировали развилку: нужно выстраивать задачу на несложном уровне предметного материала (и тогда предметная сложность не будет препятствовать диагностике метапредметных результатов) или выстраивать на сложном предметном материале (так как вне контекста предметного материала достаточного уровня сложности невозможно понять, насколько сформированы метапредметные результаты учащихся).

Иван Трифонов


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100