26 октября 2013 года в Москве в рамках межрегиональной конференции «Результаты апробации и перспективы внедрения
современной модели итоговой аттестации учащихся общеобразовательных учреждений в 9 и 11 классах, ориентированной на оценку
предметных, метапредметных и личностных результатов образования в соответствии с ФГОС» с докладом «Результаты апробации
современной модели итоговой аттестации учащихся общеобразовательных учреждений в 11 классах» выступил Алексей Воронцов,
эксперт Института проблем образовательной политики «Эврика».
В начале своего выступления Алексей Воронцов отметил, что процедура и система оценки предпрофильного испытания учащихся, представленные
в рамках обсуждаемой Модели, является альтернативой итоговой аттестации выпускников девятых классов в форме ГИА. Данный экзамен
является «входным» для продолжения образования в старшей школе. Итогом экзамена является определение личных образовательных
достижений и уровня освоения учащимися метапредметных компетентностей.
Итоговое предпрофильное испытание проходит в четыре этапа:
1 этап испытания – индивидуальный, за компьютером. Учащийся знакомится с информационным ресурсом по теме;
2 этап испытания – групповая работа. Данный этап может проходить, как по общему сценарию, так и основанный на заданиях,
нацеленных на позиционный конфликт;
3 этап испытания – публичная презентация;
4 этап – оценивание экзаменационной комиссией.
В ходе лекции возникла дискуссия о соотношении данных портфолио и итоговой оценочной процедуры. Участники семинара высказали
ряд суждений по составлению портфолио:
- в начальной школе не может быть индивидуального портфолио, возможно только портфолио класса;
- необходимо размещать портфолио на сайте образовательного учреждения;
- учащийся должен сам составлять портфолио, исходя из результатов самооценивания своих достижений;
- структура портфолио должна содержать: продукты деятельности, связанные с выбираемой сферой обучения; достижения (грамоты,
дипломы); пробы (публикации, каталоги выставок); стартовый проект своего образования в старшей школе; описание личного представления
о будущем профиле обучения; самоотчет о внешкольных достижениях ученика;
- необходимость следования условиям подготовки и предъявления портфолио (четкие сроки; заявительный принцип; ориентировать
на выбор хотя бы двух пунктов из структуры портфолио; портфолио является основой характеристики; школой создаются условия
для учащихся и учителей для освоения технологии «Работа с портфолио»).
Эксперт обратил внимание участников на важность согласованности портфолио с выбором предпрофильного испытания. Портфолио есть
обоснование выбора предмета, поэтому его необходимо оценить до начала испытания. Портфолио дает возможность описать личностные
характеристики выпускника, а комиссия рекомендует индивидуальную траекторию, итоговый экзамен, профиль, вуз и так далее.
Было отмечено, что само испытание необходимо проводить на муниципальном уровне, так как процедура прохождения предпрофильного
испытания - строго групповая (малые группы). Такая форма организации позволяет формировать группы, даже если предмет для испытаний
не очень «популярен» и его выбирает один-два учащихся из класса.
Соб.инф.
|