Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

доклад «Результаты апробации современной модели итоговой аттестации учащихся общеобразовательных учреждений в 9 классах»




26 октября 2013 года в Москве в рамках межрегиональной конференции «Результаты апробации и перспективы внедрения современной модели итоговой аттестации учащихся общеобразовательных учреждений в 9 и 11 классах, ориентированной на оценку предметных, метапредметных и личностных результатов образования в соответствии с ФГОС» с докладом «Результаты апробации современной модели итоговой аттестации учащихся общеобразовательных учреждений в 9 классах» выступила Елена Ушакова, эксперт Института проблем образовательной политики «Эврика».

В своем выступлении Елена Ушакова коснулась основной проблематики выбора формы аттестационной процедуры. Актуальность представленной модели итоговой аттестации учащихся 9-х и 11-х классов обусловлена задачей минимизации средств и упрощения процедуры без потери содержания и с соблюдением максимальной объективности

Единицей испытания является экзаменационная задача, решение которой требует проявления некоторых способностей и умений в исследовательской, проектной или художественно-творческой деятельности. Экзаменационная задача носит предметный или метапредметный характер. Ученик выбирает экзаменационную задачу в одной из семи основных предметных областей учебного плана: филология, математика и информатика, естественно-научные предметы, общественно-научные предметы; искусство; технология и физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности. Задача выбрана в качестве единицы экзаменационного испытания потому, что ее решение, в отличие, например, от работы над проектом или исследованием, требует сравнительно небольших временных затрат, а процесс решения можно развернуть и сделать доступным для наблюдения, фиксации и анализа.

В ходе предпрофильного испытания важно оценить не только результат решения задачи, но и его процесс в условиях содержательной коммуникации. Поэтому нельзя ограничиться вынесением на экзамен только этапа защиты уже полученного решения – это не позволит выявить и оценить те информационные и коммуникативные умения, которые проявляются в процессе поиска решения, но не представлены в конечном результате.

Типы задач:

  • Учебно-исследовательская задача – представляет некоторое явление, закономерности или факт, в описании которых содержится противоречие, что предполагает осуществление учащимся самостоятельной учебно-исследовательской деятельности, приводящей к восстановлению связей, разрешению противоречий и собственно решению задачи.
  • Проектная задача возникает тогда, когда необходимо получить результат в форме реального продукта, которого до решения задачи в природе не существовало. Предполагаемый продукт должен обладать новизной и носить практический характер. Система заданий (действий), из которых состоит проектная задача, соответствует основным этапам проектирования.
  • Художественно-творческая задача - это процесс создания художественного произведения, начиная от зарождения замысла до его воплощения. Это особый (третий) тип задач, которые могут быть выполнены в ряде предметных областей («Филология», «Искусство» и «Технология»).

Эти типы задач и показатели важны для формирующей оценки работ учащихся во время обучения, однако в ходе итоговой аттестации важно зафиксировать как наличие решения задачи, так и его результат. Поэтому предметом оценивания будут метапредметные результаты образования, которые выявляются как в ходе решения экзаменационной задачи группой учащихся, так и при предъявлении результатов решения задачи экзаменационной комиссии.

Таким образом, экзаменуемым предлагается осуществить небольшое исследование в рамках квази-исследовательской задачи, или создать мини-проект в ходе решения проектной задачи, или создать художественное произведение в ходе решения художественно-творческой задачи. Однако ограниченность экзаменационного испытания во времени, а также сама цель экзаменационного испытания и требования к относительно универсальной процедуре его проведения заставляют сформулировать достаточно жесткие и единообразные требования к содержанию, форме и процедуре экзаменационной задачи.

Анализируя результаты проведенной апробации модели итоговой аттестации, Елена Ушакова отметила, основные проблемы традиционного обучения, которые «тормозили» выполнение заданий учащимися:

  • Отсутствие навыков групповой работы
  • Отсутствие межпредметных связей
  • Отсутствие УУД, связанных с пониманием текста и регуляцией собственных действий.

Процедура апробации показала также необходимость следующих изменений:

  • Необходима дополнительная отработка регламентов и режимов модели;
  • Использование для процедуры электронных сред существенно повысило бы эффективность Модели;
  • Необходимо точное понимание масштаба «употребления» модели: муниципалитет, район;
  • Создание «конструктора» для создания задач такого типа (кодификатор).

Дарья Бузовкина


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100