26 октября 2013 года в Москве в рамках межрегиональной конференции «Результаты апробации и перспективы внедрения
современной модели итоговой аттестации учащихся общеобразовательных учреждений в 9 и 11 классах, ориентированной на оценку
предметных, метапредметных и личностных результатов образования в соответствии с ФГОС» с докладом «Результаты апробации
современной модели итоговой аттестации учащихся общеобразовательных учреждений в 9 классах» выступила Елена Ушакова,
эксперт Института проблем образовательной политики «Эврика».
В своем выступлении Елена Ушакова коснулась основной проблематики выбора формы аттестационной процедуры. Актуальность представленной
модели итоговой аттестации учащихся 9-х и 11-х классов обусловлена задачей минимизации средств и упрощения процедуры без потери
содержания и с соблюдением максимальной объективности
Единицей испытания является экзаменационная задача, решение которой требует проявления некоторых способностей и умений в исследовательской,
проектной или художественно-творческой деятельности. Экзаменационная задача носит предметный или метапредметный характер.
Ученик выбирает экзаменационную задачу в одной из семи основных предметных областей учебного плана: филология, математика
и информатика, естественно-научные предметы, общественно-научные предметы; искусство; технология и физическая культура и основы
безопасности жизнедеятельности. Задача выбрана в качестве единицы экзаменационного испытания потому, что ее решение, в отличие,
например, от работы над проектом или исследованием, требует сравнительно небольших временных затрат, а процесс решения можно
развернуть и сделать доступным для наблюдения, фиксации и анализа.
В ходе предпрофильного испытания важно оценить не только результат решения задачи, но и его процесс в условиях содержательной
коммуникации. Поэтому нельзя ограничиться вынесением на экзамен только этапа защиты уже полученного решения – это не
позволит выявить и оценить те информационные и коммуникативные умения, которые проявляются в процессе поиска решения, но не
представлены в конечном результате.
Типы задач:
- Учебно-исследовательская задача – представляет некоторое явление, закономерности или факт, в описании которых содержится
противоречие, что предполагает осуществление учащимся самостоятельной учебно-исследовательской деятельности, приводящей к
восстановлению связей, разрешению противоречий и собственно решению задачи.
- Проектная задача возникает тогда, когда необходимо получить результат в форме реального продукта, которого до решения
задачи в природе не существовало. Предполагаемый продукт должен обладать новизной и носить практический характер. Система
заданий (действий), из которых состоит проектная задача, соответствует основным этапам проектирования.
- Художественно-творческая задача - это процесс создания художественного произведения, начиная от зарождения замысла до
его воплощения. Это особый (третий) тип задач, которые могут быть выполнены в ряде предметных областей («Филология»,
«Искусство» и «Технология»).
Эти типы задач и показатели важны для формирующей оценки работ учащихся во время обучения, однако в ходе итоговой аттестации
важно зафиксировать как наличие решения задачи, так и его результат. Поэтому предметом оценивания будут метапредметные результаты
образования, которые выявляются как в ходе решения экзаменационной задачи группой учащихся, так и при предъявлении результатов
решения задачи экзаменационной комиссии.
Таким образом, экзаменуемым предлагается осуществить небольшое исследование в рамках квази-исследовательской задачи, или создать
мини-проект в ходе решения проектной задачи, или создать художественное произведение в ходе решения художественно-творческой
задачи. Однако ограниченность экзаменационного испытания во времени, а также сама цель экзаменационного испытания и требования
к относительно универсальной процедуре его проведения заставляют сформулировать достаточно жесткие и единообразные требования
к содержанию, форме и процедуре экзаменационной задачи.
Анализируя результаты проведенной апробации модели итоговой аттестации, Елена Ушакова отметила, основные проблемы традиционного
обучения, которые «тормозили» выполнение заданий учащимися:
- Отсутствие навыков групповой работы
- Отсутствие межпредметных связей
- Отсутствие УУД, связанных с пониманием текста и регуляцией собственных действий.
Процедура апробации показала также необходимость следующих изменений:
- Необходима дополнительная отработка регламентов и режимов модели;
- Использование для процедуры электронных сред существенно повысило бы эффективность Модели;
- Необходимо точное понимание масштаба «употребления» модели: муниципалитет, район;
- Создание «конструктора» для создания задач такого типа (кодификатор).
Дарья Бузовкина
|