26 октября 2013 года в Москве в рамках межрегиональной конференции «Результаты апробации и перспективы внедрения
современной модели итоговой аттестации учащихся общеобразовательных учреждений в 9 и 11 классах, ориентированной на оценку
предметных, метапредметных и личностных результатов образования в соответствии с ФГОС» с докладом «Модели итоговой
аттестации учащихся общеобразовательных учреждений в 9 и 11 классах, ориентированной на оценку предметных, метапредметных
и личностных результатов образования в соответствии с ФГОС ступеней общего образования» выступил Алексей Воронцов, эксперт
Института проблем образовательной политики «Эврика».
Алексей Воронцов начал выступление с обоснования актуальности разработки Модели итоговой аттестации выпускников 9 и 11 классов.
«Главная проблема реализации ФГОС начальной школы - отсутствие системы оценки образовательных достижений младших школьников,
соответствующей требованиям стандарта к этим достижениям», - подчеркнул эксперт. Именно этим, по словам докладчика, обусловлена
необходимость «определить, какой может быть система итоговой аттестации, до начала введения стандарта основной школы».
Далее докладчик определил основное понятие своего сообщения: предпрофильное экзаменационное испытание в форме итогового события.
Итоговое событие – экзаменационная процедура, которая проводится в определенный (назначенный заранее) день в форме предпрофильного
индивидуально-группового испытания.
В основу предпрофильного экзаменационного испытания положена оценка метапредметных результатов, которые оценить с помощью
тестовых технологий невозможно. «Невозможно в рамках тестов оценить большую часть метапредметных достижений и вообще
невозможно оценить личностные», - пояснил Алексей Воронцов.
Для этого используется технология экспертных оценок. В девятом классе важна оценка не результата как такового, а оценка самого
процесса взаимодействия, что не исключает оценки индивидуального результата.
Само испытание носит индивидуально-групповой характер. Каждый выпускник на основании испытания получает персональную, содержательно-бальную
оценку.
Проведение экзаменационного события может быть «выведено» за пределы школы, и проводиться в группах, собранных из
учащихся разных школ. На уровне федерации, по мнению Алексея Воронцова, необходимо задать только «рамку», схему
процедуры, а варианты реализации этой процедуры должны быть переданы в руки муниципалитетам, которые лучше ориентируются в
возможностях своих территорий.
Единицей испытания является экзаменационная задача, решение которой требует проявления способностей и умений в исследовательской,
проектной или художественно-творческой деятельности. Задача носит предметный или метапредметный характер. Ученик выбирает
экзаменационную задачу из семи предметных областей учебного плана: филология, естественно-научные предметы, искусство, технология,
физическая культура, математика и информатика, общественно-научные предметы.
Экзаменационная задача для предпрофильного экзаменационного испытания в рамках предлагаемой Модели имеет определенные содержательные
характеристики:
- Содержание задачи должно базироваться на ключевых (ядерных) предметных и межпредметных понятиях;
- Задача должна быть построена так, что ее решение было необходимым образом связано с преобразованием моделей;
- Задача должна быть открытой (дивергентной), т.е. иметь не одно правильное решение и носить позиционный характер;
- Задача может и должна носить междисциплинарный или межпредметный характер;
- Задача должна быть недоопределённой и требовать информационного поиска со стороны учащихся;
- Наличие разнообразных информационно-справочных текстов – как условие решения задачи.
Итогом решения задачи предпрофильного экзамена должен быть продукт, созданный посредством моделирования существенных отношений
объекта и действий, управляющих преобразованиями объекта.
Татьяна Морозова
|