Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Авторская школа "Эврика", 24-27 октября> Лекция «Анализ результатов мониторинга ФГОС НОО». О.А. Шиян

лекция «Анализ результатов мониторинга ФГОС НОО». О.А. Шиян, эксперт АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика».




25 октября 2013 года в Москве в рамках традиционной осенней межрегиональной конференции «Авторская школа – «Эврика» с докладом «Анализ результатов мониторинга ФГОС НОО» выступила Ольга Шиян, эксперт Института проблем образовательной политики «Эврика».

Основная цель мониторинга, по мнению эксперта, – установить связи между результатами реализации стандарта и причинами появления таких результатов, увидеть и провести анализ разрыва между интегральными показателями и данными по конкретным индикаторам. Проблематика обсуждения касается вопроса о том, в каких случаях формализованные данные не влияют на содержательные процессы.

Как отмечает Ольга Шиян, формализованные показатели становятся инструментом давления и искажают содержание деятельности. Одной из причин является то, что показатели в большинстве случаев имеют очень общий формат и искажают содержание деятельности, эффективность которой через эти показатели оценивается. Задача представленного мониторинга – дать максимально объективную картину развития ситуации, конкретизировав интегральные показатели через отдельные индикаторы. Мониторинг не легитимизирован и является рамочным, а предложенный подход позволяет выявить следующие проблемные точки роста.

Например, интегральный показатель «Доля учителей начальных классов, реализующих ФГОС» составляет 31%. С другой стороны, интегральный показатель «Доля ОУ, в которых созданы все условия для реализации ФГОС» – всего 2% .

Возможно, одной из причин является уточнение индикаторов. Так индикатор «нелинейное расписание» упал с 50% до 22%, поскольку было предложено указать одну из форм реализации такого расписания, используемую в данном конкретном ОУ, а не просто выбрать ответ «да/нет», ознакомившись с определением. Отсутствие нелинейного расписания в том виде, каким оно должно быть (а не так как его понимают на бытовом уровне) говорит о том, что реальных условий для индивидуализации образовательного процесса, формализованного в рамках требований ФГОС, в образовательном учреждении нет. Отсутствие реальной свободы выбора проявляется и в том, что по факту ни в одном учреждении нет собственного учебного плана – количество часов, которые отводятся на изучение, например, русского языка, одинаково по все стране – 107 часов.

В результате мониторинга была обнаружена связь между тем какой и учебник использует педагог и тем как он реализует стандарт. Проявилась тенденция влияния рынка на образовательные процессы (реклама, активное предложение), а также отсутствие возможности самостоятельного выбора педагогом УМК (выбор часто делает школа, но не учитель), что противоречит логике стандарта.

По результатам анализа данных мониторинга также установлено, что связь между качеством работы педагога и его заработной платой неочевидна. Только в 36% ОУ использование инновационных педагогических технологий оплачивается из стимулирующей части.

Наталья Цырендашиева


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100