Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Авторская школа "Эврика", 24-27 октября> Лекция «Качество дошкольного образования». М.М. Миркес
Презентация к докладу Марии Миркес 

Лекция «Качество дошкольного образования: на пути к становлению новых профессионально-общественных представлений». М.М. Миркес, эксперт АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика»




24 октября 2013 года в Москве в рамках традиционной осенней межрегиональной конференции «Авторская школа – «Эврика» с докладом «Качество дошкольного образования: на пути к становлению новых профессионально-общественных представлений» выступила Мария Миркес, эксперт Института проблем образовательной политики «Эврика».

В начале доклада Мария Миркес отметила, что сейчас имеет место быть предпроектная ситуация в части формирования новых ООП детских садов, но практически нет прецедентов движения в эту сторону и ситуацию можно охарактеризовать тезисом «перепишем, не проблема», но как переписать? откуда списать? ООП по ФГОС невозможно написать за день, два, неделю, ясли не начать думать об этом заблаговременно. В большинстве региональных «дорожных карт» показатель, касающийся введения ФГОС ДОО имеет значения уже к концу 2013 года, в связи с этим возникает вопрос – как отчитаться о введении ФГОС ДОО, если нет ООП?

Мария Миркес остановилась в своем выступлении на стандартах среды. Вниманию участников конференции были представлены созданные в различных дошкольных организациях образовательные среды. Подробно рассмотрен опыт работы по системе Монтессори, где ребенка учат проявлять инициативность, самостоятельность через самообучающий материал. Задача педагога, работающего по данной системе, отучить ребенка спрашивать у педагога, что надо делать. Педагог формирует самостоятельность ребенка: ребенок должен сам действовать, сам задавать правила и по ним действовать, то есть составлять программу действий. Эксперт подчеркнула, что принципы построения образовательной среды различны, и каждый педагог поставлен в ситуацию осознанного выбора.

Программа детского сада. Данный инструмент был рассмотрен на примере программы «Орнаменты», занимаясь по которой ребенок должен стать инициативным. Для этого он проходит следующие уровни:

  • Заинтересованность (ребенок видит красоту);
  • Видение правил и действование по ним (ребенок действует по правилам);
  • Самостоятельное проявление инициативы (ребенок действует по своим правилам).

Мария Миркес отметила специфику управления оказанием услуги в сфере образования, в отличие от других сфер. Так, ключевой проблемой управления услугой является то, что управленцы не задаются вопросами повышения эффективности оказания образовательных услуг. Кроме этого, отмечено, что качество услуги – это не заданная норма, а согласованное всеми заинтересованными сторонами представление о результате.

Эксперт подняла проблему повышения эффективности дошкольного образования: как оценивать качество образования, как выстроить согласованное отношение к качеству образовательной услуги у детей, педагогов, родителей, общественности, государства? «Мы не можем оценивать персональные достижения ребенка в дошкольном образовании, а можем научиться определять стандарты, например, образовательной среды, критериями которой должны выступить такие показатели, как: насыщенность, трансформируемость, вариативность, безопасность, доступность и так далее – заметила Мария Миркес».

Таким образом, по мнению Марии Миркес:

  • В определении качества образовательной услуги необходимо основываться на ФГОС и договоренности профессионального сообщества, родителей и общества в целом;
  • Эффективный контракт должен включать в себя выполнение показателей установленного качества образовательных услуг.
  • В логике вышесказанного эксперт выделила три основных направления в «дорожных картах» дошкольного образования:
  • Реализация мероприятий, направленных на ликвидацию очередности на зачисление детей в дошкольные образовательные организации (новые детские сады, увеличение мест, разнообразие форм, привлечение негосударственных организаций);
  • Обеспечение высокого качества услуг дошкольного образования, включающее в себя: разработку и внедрение ФГОС; кадровое обеспечение системы дошкольного образования; разработку и внедрение системы оценки качества;
  • Введение эффективного контракта в дошкольном образовании.

Эксперт подчеркнула необходимость развития негосударственных вариативных форм дошкольного образования как способа решения проблем дошкольного образования, в частности, нехватки дошкольных мест. При этом стоит задуматься о возможности профессиональной подготовки работников дошкольных образовательных организаций (их повышения квалификации, консультирования, стажировок, сопровождения и так далее).

Иван Трифонов


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100