16 октября 2013 года в Иркутске в рамках очной части курсов повышения квалификации по программе «Государственно-общественное
управление образованием» состоялось практическое занятие в группе «Доклад как форма публичной отчетности».
Координатор – Елена Ушакова, эксперт Института проблем образовательной политики «Эврика».
Работа группы началась с обсуждения вопроса возможности автоматизации процесса подготовки общественных управляющих. Для оценки
качества курса и оценки работы тьютора может использоваться анкета, включающая следующие вопросы:
- оценка эффективности курса;
- сильные и слабые стороны курса;
- в какой мере удалось добиться поставленных целей;
- возможность использования полученных знаний в профессиональной деятельности;
- какие формы дистанционного обучения должны быть использованы в большей степени оценка работы тьютора;
- будете ли Вы рекомендовать данный курс своим коллегам?
Для определения эффективности дистанционных курсов используются следующие критерии: субъективная удовлетворенность обучаемых
учебным курсом; практические навыки, приобретенные обучаемыми; время, необходимое обучаемым для изучения материалов учебного
курса; соотношение между количеством слушателем начавшими обучение и успешно закончившими курс.
Особое значение придается организации виртуальных семинаров (вебинаров). Несомненным преимуществом является то, что данные
семинары могут проводиться одновременно для нескольких десятков управляющих. Школьные управляющие могут находиться у себя
дома, в школе, на работе. Обязательным для участия в семинаре является наличие компьютера и Интернет-связи. Семинары –
интерактивны. Во время семинара участники могут задавать вопросы по ситуации в своей школе, и формат данного тренинга подразумевает
консультации по практическим вопросам.
Описанные особенности и принципы подготовки общественных управляющих в образовательных учреждениях, информационного и консультационного
сопровождения их деятельности определяют значимую роль в предлагаемой модели интернет-технологий.
В рамках практического занятия была поднята проблематика направлений деятельности Управляющего совета образовательной организации.
На дебаты был вынесен тезис: «Образовательной организации необходим Управляющий совет», и антитезис: «Образовательной
организации Управляющий совет не нужен». В результате дебатов были обозначены следующие проблемы функционирования управляющих
советов:
- не имеет смысл создавать Управляющий совет в образовательной организации, имеющей статус казенного учреждения;
- образовательной организации сама должна определять, в какой форме будет осуществляться государственно-общественное управление.
Управляющий совет – не единственная форма государственно – общественного управления. Возможны такие формы, как
совет выпускников, попечительский совет, родительский комитет, в зависимости от того, какие функции образовательная организация
готова и может делегировать органу государственно-общественного управления, должна выбираться и форма представления общественности
в образовательном учреждении;
- не разработана подробная нормативно-правовая база, обеспечивающая функционирование Управляющего совета. В результате,
за все решения, принятые Управляющим советом отвечает директор. Именно эта ситуация является «тормозом» для того,
чтобы образовательные организации делегировали Управляющим советам большие полномочия;
- с другой стороны, слушатели высказали опасение, что жесткое нормирование деятельности Управляющих советов приведет к навязыванию
единообразия форм и регламентов деятельности Управляющих советов, что недопустимо в силу разнообразия специфики существования
и функционирования образовательных организаций.
Результатом работы каждого участника группы станет эссе, касающееся рефлексии проблематики обсуждения. Структура рефлексивного
эссе:
- ФИО, дата, координатор группы.
- Какие эффективные форматы работы были использованы в работе группы.
- Общие выводы об обнаруженных в результате работы группы содержании и деятельностных эффектах.
- Обнаруженные мною дефициты моих средств (знаний, умений, компетенций).
- Как можно использовать содержание и использованный в работе группы деятельностный формат для обеспечения взаимодействия
общественности и образовательной организации.
Иван Трифонов, Наталья Цырендашиева
|