15 октября 2013 года в Иркутске в рамках очной части курсов повышения квалификации по программе «Государственно-общественное
управление образованием» состоялось практическое занятие в группе «Основные направления деятельности Управляющего
совета». Координатор – Владлен Игнатович, эксперт Института проблем образовательной политики «Эврика».
Работа в проектной группе началась с обсуждения механизмов отбора потенциальных общественных управляющих. Первоначальным шагом
для отбора возможных кандидатов в общественные управляющие, к примеру, по вопросам оценки качества образования в условиях
реализации ФГОС может стать создание информационного повода в рамках содержательного события: научно-практической конференции,
семинара, диспута на актуальные темы, педагогической ярмарки, презентации проектов, круглых столов, демонстрации инновационных
достижений и так далее.
Для отбора общественных управляющих на муниципальном или региональном уровне необходимо подготовить информационный и научно-методический
материал (программы подготовки общественных управляющих, рекомендации по выполнению различных видов деятельности общественного
управляющего и тому подобное) в печатном или электронном формате.
Краткий вариант презентации программы используется для размещения в средствах массовой информации, более полный – в
дальнейшем размещается на соответствующем информационном портале. Здесь наряду с программой подготовки общественных управляющих
размещается информация о ценностях, целях и принципах деятельности общественных управляющих по вопросам оценки качества образования
в условиях реализации ФГОС.
Региональный или муниципальный органы управления образованием, организационные институты органов государственно-общественного
управления должны разделять общую позицию по принятию общественных предложений, не допуская выборки, отсева, замены кандидатов.
Необходима организация технической работы, связанной с созданием электронной базы данных кандидатов, составлением общих списков,
рассылкой приглашений и так далее.
Участники в процессе обсуждения пытались сформировать общее мнение по следующим вопросам: Что означает выражение «школа
открыта»? Кому именно открыта школа и в чем это проявляется? Зачем это нужно самой школе?
В результате обсуждения были выделены следующие позиции:
- Школа должна быть открыта информационно, вся информация должна быть доступна родителям, учредителю, проверяющим. Кроме
того, школа должна быть открыта для нововведений «извне»;
- Открытая школа — это школа, которая открыта для общественности, родителей, социальных партнеров, детей, для привлечения
инвесторов. Условием открытости школы выступает ее имидж;
- Открытая школа — это школа, где каждый может обучать, и каждый может обучаться, где можно выбирать траекторию развития;
- Школа — институт социализации, она не должна «вариться в собственном соку». Прозрачность — взаимодействие
с социумом через сайт. Публичный отчет. Дни открытых дверей. СМИ.
- Чтобы привлечь общественность, школа должна быть открыта. Нужно быть открытой, чтобы развиваться. Расширить спектр дополнительных
образовательных услуг.
В результате обсуждения высказанных позиций участники пришли к выводу, что открытость необходима школе, которая хочет измениться.
Школа, не желающая изменяться, закрыта по определению. Открытость школы может проявляться в разных аспектах, знание которых
позволяет осуществлять комплексную модернизацию школы как открытой образовательной системы.
Результатом работы каждого участника группы станет эссе, касающееся рефлексии проблематики обсуждения. Структура рефлексивного
эссе:
- ФИО, дата, координатор группы.
- Какие эффективные форматы работы были использованы в работе группы.
- Общие выводы об обнаруженных в результате работы группы содержании и деятельностных эффектах.
- Обнаруженные мною дефициты моих средств (знаний, умений, компетенций).
- Как можно использовать содержание и использованный в работе группы деятельностный формат для обеспечения взаимодействия
общественности и образовательной организации.
Иван Трифонов, Наталья Цырендашиева
|