15 октября 2013 года в Иркутске в рамках очной части курсов повышения квалификации по программе «Государственно-общественное
управление образованием» с докладом «Основные направления деятельности Управляющего совета» выступили Наталья
Шадрина, заместитель директора по региональному развитию Института проблем образовательной политики «Эврика» и Наталья
Сандакова, эксперт Института проблем образовательной политики «Эврика».
Наталья Шадрина отметила, что одной из приоритетных задач модернизации российского образования является задача превращения
небольшой «линии соприкосновения» общества и образования во всесторонне обустроенную область постоянного продуктивного
их взаимодействия. Важно отметить, что к 2011 году в большинстве субъектов Российской Федерации накоплен позитивный опыт
развития государственно-общественного управления. Во-первых, в связи с внедрением новой системы оплаты труда отработаны механизмы
участия управляющих советов школ в распределении стимулирующей части фонда оплаты труда педагогическим работникам. Во-вторых,
процесс формирования региональных систем оценки качества образования (в рамках направления комплексных проектов модернизации
образования 2007-2009 годов) позволил отработать механизмы участия общественности в обсуждении и согласовании образовательной
программы школы, в проведении аттестационных процедур (итоговая аттестация учащихся в 9 и 11 классах, аккредитация образовательных
учреждений). В-третьих, введение требований к условиям реализации основной образовательной программы ступени общего образования
школы позволило сформировать систему показателей по расчету доли школьников, обучающихся в современных условиях, и регламенты
участия общественных управляющих в оценке наличия этих условий в рамках процедур приемки школ к началу нового учебного года.
Однако, на сегодняшний момент в связи с массовым введением ФГОС ступеней общего образования требуется изменение содержания
деятельности органов, реализующих государственно-общественный характер управления образовательной организацией. Эти изменения,
в первую очередь, связаны с необходимостью оформления Института общественной оценки качества образования как ключевого субъекта,
несущего новое представление о качестве образования, формирующего широкое позитивное общественное мнение об инновационных
процессах в образовании, оказывающего мощный мобилизующее и обновляющее влияние на учительский корпус.
Наталья Шадрина обозначила формальность функционирования органов государственно-общественного управления в образовательных
организациях на данный момент, причиной чего стало, в первую очередь, недоверие управляющим советам со стороны руководящих
работников образовательной организации. Механизмы привлечения общественности к управлению – управляющие советы в образовательных
организациях - uражданские институты как представители интересов налогоплательщиков должны выступить внешним экспертом результативности
образования:
- через участие в контроле и оценке качества;
- через формирование показателей качества предоставляемой услуги и контролем за достижением этих показателей;
- через публичную отчетность они получают объективные свидетельства улучшения работы образовательной организации и педагогов,
свидетельства эффективности инвестиций в образование.
С введением 83-ФЗ образовательной организации дается государственное (муниципальное) задание, в котором должны быть прописаны
показатели качества оказании услуги. Органы государственно-общественного управления обязательно должны участвовать в формировании
этого документа, так как общественные эксперты могут влиять на финансирование образовательной организации. Участие гражданских
институтов в реализации финансово-экономических и организационно-управленческих механизмов стимулирования качества работы
педагоговпредполагает участие в определении предмета стимулирования, то есть оформление гражданского заказа на результативность
и качество образования; участие в определении оснований для стимулирования – осуществление контроля практической реализации
гражданского заказа; участие в определении, формировании и контроле за использованием ресурсной базы стимулирования, - участие
в формировании «бюджета стимулирования» и контроле за его исполнением.
Эксперт подчеркнула, что участие управляющего совета в оценке качества образования – главный инструмент обеспечения
деятельности общественности в этом процессе как потребителя образовательных услуг, субъекта формирования и предъявления гражданского
(общественного) заказа. Наталья Шадрина презентовала информационную систему gou.eurekadaily.com для дистанционной самоподготовки
общественных управляющих по вопросам оценки качества образования в рамках введения федерального государственного образовательного
стандарта и проектной деятельности с использованием Базы Знаний, интернет-ресурсов, имеющихся удобных конструкторов и социальных
сервисов.
Наталья Сандакова отметила, что на протяжении последних лет в субъектах Российской Федерации велась и ведется активная работа
по развитию государственно-общественного управления на уровне школ. Тем не менее, результативность подобной работы лишь в
отдельных образовательных учреждениях в стране имеет положительную динамику. В большинстве же случаев подобная деятельность
оказалась безрезультативной и носит как правило декларативный характер. Данные выводы эксперт сделала, опираясь на такие показатели:
- уровень частных инвестиции в бюджете образовательной организации;
- охват учащихся услугой репетиторства.
Низкий удельный вес внебюджетных средств в совокупном бюджете образовательных организаций характеризует современную школу
как школу с низким уровнем инвестиционной привлекательности. По второму показателю мы наблюдаем рост репетиторства. При этом,
если раньше, этот процесс был скорее всего исключением в общей практике, то сегодня можно говорить о массовом репетиторстве,
причем не только в выпускных классах, но и по всей вертикали. Есть школы, где репетиторством охвачены 100% выпускников 9 и
11 классов. И это уже серьезный показатель неэффективности сложившейся практики управления на школьном уровне, поэтому можно
фиксировать, что продолжается отчуждение школы и общества.
Смысл государственно-общественного управления сводится к реализации демократического типа управления, когда и управляющий
совет и образовательная организация совместно решают стратегические вопросы развития школы. Необходимо, во-первых, чтобы в
школе возникла деятельность (проблема, потребность ее решить, подготовка проекта, реализация проекта – это как минимум).
Во-вторых, необходимо выращивать или привлекать социально активных родителей и представителей общественности.
Главная цель создания управляющего совета: переход участия общественности от консультирования и содействия – к принятию
решений. Существует, по крайней мере, пять сфер школьной жизни, в которых изменения к лучшему возможны и желательны и управляющий
совет может влиять на изменения:
- сферы учения и обучения;
- сферы жизненного пространства школы;
- сферы отношений школы и внешней среды;
- сферы школьного менеджмента (управления);
- профессионализма школьных административных и педагогических кадров.
Иван Трифонов
|