14 октября 2013 года в Иркутске в рамках очной части курсов повышения квалификации по программе «Государственно-общественное
управление образованием» с докладом «Нормативно-правовая база формирования и организации деятельности Управляющего
совета». Основные полномочия Управляющего совета» выступил Роман Селюков, первый заместитель директора Института
проблем образовательной политики «Эврика».
Роман Селюков начал свое выступление с представления основных функций и полномочий общественных управляющих:
- Представление интересов местного сообщества на уровне образовательного учреждения и учет этих интересов при принятии
решения;
- Обслуживание и защита интересов учащихся, учителей, родителей;
- Установление приоритетов и определение образовательной политики образовательного учреждения, муниципалитета, региона;
- Лоббирование интересов образовательного сообщества в местных органах законодательной власти, получение дополнительных
финансовых средств;
- Влияние на кадровую политику учреждения;
- Влияние на структуру финансовых потоков образовательной организации;
- Осуществление контроля за деятельностью администрации учреждения, муниципалитета, региона в области образования;
- Информирование местного сообщества о деятельности образовательного учреждения.
Институты общественного управления могут оказать непосредственное воздействие на те ресурсы, которые связаны с понятием «человеческий
капитал». В случае, когда мы имеем дело с оценкой потенциала – инновационный и трудовой, – в случае оценки
рисков состояние системы образования оказывает косвенное влияние на таки виды рисков как социальный и криминальный, а возможно
и политический. Региональная образовательная политика может иметь своей целью повышения инвестиционного потенциала поддержкой
инновационных проектов и повышения качества образования для повышения качества «человеческого капитала» и снижение
инвестиционных рисков за счет программ, направленных на выравнивание социальных разрывов и программ в области занятости молодежи.
Таким образом, объединение общественных управляющих среднесрочные и долгосрочные цели развития региона. Именно такие стратегические
цели и задачи могут объединить интересы власти и бизнеса, гражданского общества и государства, что, несомненно, отразится
на инвестиционной привлекательности региона.
Роман Селюков отметил, что ключевые понятия модернизации образования на данном этапе – качество и эффективность образования.
Процесс оформления современных представлений о качестве образования в настоящее время не завершен и является предметом диалога
профессионального сообщества и общественности с целью выработки единого определения того, что будет являться качеством и результативностью
образования. Государственно-общественное участие в данном случае выступает в качестве мощного ресурса для оформления принципиально
иной модели управления образованием, направленной на решение основной задачи – формирование способности к быстрой адаптации
в ситуации высокой степени неопределенности. Фактически система образования должна выращивать образовательные притязания людей,
целевым ориентиром которых является не только наличие предметных знаний, умений и навыков, но и развитие метапредметных компетенций.
Таким образом, приоритетное направление деятельности государственно-общественного управления сегодня – формирование
общественных представлений о современном качестве образования. Проблематика развития ситуации в том, что школа не имеет четкого
представления именно о формате участия органов государственно-общественного управления в этих процессах. «Мы должны определить
механизмы организации деятельности органов государственно-общественного управления по формированию задания образовательной
организации, а в среднесрочной перспективе – о механизмах участия в процессе формирования требований к образовательным
результатам через участие в формировании ООП» - подчеркнул эксперт.
Для решения задачи, необходимо понимать, какие требования родитель может предъявить школе. Безусловно, важными для родителя,
как заказчика образовательной услуги, являются образовательные результаты, заявленные в рамках ФГОС, те технологии, которые
применяются для развития особых индивидуальных способностей ребенка, а также условия организации процесса, позволяющие развивать
эти способности. Сложность заключается в том, что мы работаем в условиях формирования независимой системы оценки качества
вне рамок системы образования. В этой связи важно, чтобы требования, предъявляемые родительской общественностью к качеству
и эффективности образования, были максимально точными и развернутыми. Иными словами, деятельность органов государственно -
общественного управления должна быть направлена на выстраивание внутришкольного диалога по поводу качества образования.
Какими нормативными актами регулируется деятельность органов государственно - общественного управления? На федеральном уровне
это закон «Об образовании в РФ», на региональном уровне – закон «О государственно – общественном
управлении» (такие нормативные акты в настоящее время разрабатываются в ряде регионов: Ханты-Мансийский автономный округ,
Республика Бурятия, Республика Северная Осетия – Алания) на муниципальном – Положение о городском (сельском) совете
общественных управляющих образовательных организаций, на уровне образовательной организации – Положение об управляющем
совете. Одной из ключевых функций, которые необходимо прописать – участие в формировании эффективного контракта, как
одной из рамок, задающих требования к качеству образования. Еще одним из форматов деятельности является участие в процедурах
итоговой аттестации (ст. 59 Закона об образовании), аккредитации образовательных организаций (ст. 96).
Наталья Цырендашиева, Иван Трифонов
|