Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Презентация к докладу Александра Адамского 

Лекция «Механизмы институционализации современных представлений о качестве дошкольного образования», А.И. Адамский, научный руководитель АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика»




14 октября 2013 года в Иркутске в рамках проектно-экспертного семинара «Декомпозиция мероприятий «дорожной карты» в части дошкольного образования, конкретизация плана действий на уровне региона, муниципалитетов, образовательных организаций» с докладом «Механизмы институционализации современных представлений о качестве дошкольного образования» выступил Александр Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика».

Во вступительной части лекции эксперт определил основные принципы «институциональных изменений», как правил и норм для организации деятельности в условиях модернизации, которые должны найти свое отражение в изменениях, происходящих сегодня в системе образования. Одной из проблем реализации ФГОС начальной школы на сегодняшний день является низкая мотивация учителей, что нельзя не учитывать в дошкольном образовании при построении системы повышения квалификации педагогических работников. Дошкольное образование – это время социализации детей, имеющее прямое влияние на дальнейшую взрослую жизнь. Необходимо понимать, что дошкольное образование - это залог дальнейшей успешной социализации детей, включая и их дальнейшую профессиональную деятельность.

Дошкольное образование строится с учетом возрастной периодизации, где ведущий вид деятельности – игровая деятельность. Дошкольное образование – это период детства, когда ребенок присваивает общество (Д.Б. Эльконин). ФГОС дошкольного образования предполагает три группы требований (условия, ООП, и результат). Наиболее сложный аспект - оценка результатов дошкольного образования.

Дошкольный возраст наиболее динамичный и соответственно дошкольное детство должно быть предельно разнообразно. Индивидуализация образования является ключевым моментом в модернизации образования. Образование должно оставаться массовым, но в тоже время приобретать характер индивидуализации, в соответствии с потребностями ребенка. Основная проблема – низкая квалификация педагога в плане обеспечения индивидуализации. Индивидуализация – это способность педагога направить развитие ребенка в том направлении, в котором у учащегося способности, склонности и интерес. Детские умения и качества нельзя оценивать как результат в системе дошкольного образования.

Принципиальные отличия стандарта дошкольного образования от остальных стандартов:

    ·недопустимость описаний результатов в виде детских умений и качеств, а также неизбежно следующих за ним и мониторинговых школьного типа, тестирования и прочее.

    ·Обеспечение в детском саду благополучной социальной ситуации развития дошкольника. Ситуация, в которой создан соответственный уклад, есть возможность для реализации всех деятельностей в дошкольном возрасте. Среда, позволяющая САМОдеятельность ребенка.

Мероприятия по повышению эффективности и качества услуг в сфере дошкольного образования соотносятся с этапами внедрения эффективного контракта.

    ·Обновление требований к условиям предоставления услуг дошкольного образования и мониторинг их выполнения;

    ·Внедрение ФГОС дошкольного образования;

    ·Кадровое обеспечение системы дошкольного образования;

    ·Разработка и внедрение системы оценки качества дошкольного образования;

    ·Разработка и внедрение механизмов эффективного контракта с педагогическими работниками организаций дошкольного образования.

Анализ охвата детей программами дошкольного образования в СФО показал, что в Иркутской области в 2013 году охват детей программами дошкольного образования составляет 52, 3 %. Александр Адамский отметил, что одним из решений является развитие негосударственного сектора, так как потребность в местах в дошкольных организациях достаточна высока.

Реализация дорожной карты и повышения квалификации определяет ряд проблем: педагогическая составляющая, организационно-финансовая составляющая и информационная составляющая.

Докладчик обозначил ряд проблем, определяющих современные задачи повышения квалификации: образовательные организации могут стать активными участниками и полноправными конкурентами на рынке повышения квалификации. Необходима децентрализация системы повышения квалификации. «Нужно учитывать опыт инновационных образовательных организаций в системе повышения квалификации» - подчеркнул эксперт.

Инна Пешня, аналитическая группа Иркутской области


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100