16 октября 2013 года в Иркутске в рамках проектно-экспертного семинара «Декомпозиция мероприятий «дорожной
карты» изменений в сфере общего образования Иркутской области, конкретизация плана действий на уровне региона, муниципалитетов,
образовательных организаций» с лекцией «Муниципальное задание как механизм реализации «дорожных карт»
в общем образовании» выступила Наталья Шадрина, заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика».
В начале лекции были даны определения основных понятий, касающихся финансовых механизмов реализации мероприятий «дорожных
карт».
Бюджетирование, ориентированное на результат – это система формирования, исполнения бюджета и бюджетного контроля, прослеживающая
взаимосвязь между бюджетными расходами и достигнутыми результатами.
Также была представлена схема формирования фонда оплаты труда образовательного учреждения:
На уровне субъекта РФ принимается нормативно-правовой акт, который утверждает величину норматива финансирования на реализацию
основных образовательных программ.
Далее на основе региональных нормативов финансирования планируется объем субвенций и передается на муниципальный уровень.
На муниципальном уровне учредитель формирует для подведомственных учреждений муниципальное задание и выделяет на их оказание
финансовое обеспечение в виде субсидии.
Наталья Шадрина отметила, что в регионах существуют различные подходы к определению норматива финансирования. По мнению эксперта,
следует обратить внимание на следующие вопросы:
- учитываются ли в нормативе все виды деятельности учителя?
- какой процент в нормативе занимают учебные расходы?
- должен ли различаться норматив по ступеням обучения?
«Стоимость образовательной услуги не может формироваться только из регионального норматива, она включает в себя муниципальный
норматив, - отметила докладчик. - Анализ нормативных правовых актов в субъектах РФ показывает, что величина муниципального
норматива определяется в основном исходя из фактических расходов, а не на основе нормативных затрат».
Расчет нормативных затрат на оказание муниципальных услуг может осуществляться с использованием различных методов. Например,
в Методике Министерства финансов РФ предлагается: нормативный метод, структурный метод.
Когда величина норматива формируется на основе нормативных затрат, тогда обеспечивается гарантия их неснижения.
В качестве примера был приведен пример расчета предельного норматива в сфере ЖКХ. В сфере образования может быть рассчитан
предельный норматив и применен к нему понижающий коэффициент, тогда будет понятно, что системе образования выделили бюджетные
средства не в полном объеме.
Касаясь вопроса самостоятельности школ, Наталья Шадрина отметила, то среди общеобразовательных учреждений большая доля (25,63)
приходится на казенные учреждения (в том числе: в Иркутской области).
Основные недостатки казенных учреждений:
- не защищены, т.к. сметы можно секвестировать;
- не выгодно заниматься приносящей доходы деятельностью, поскольку средства, полученные от такой деятельности, поступают
в бюджет.
Бюджетные учреждения в общем числе учреждений занимают 69,69%, доля автономных учреждений – 4,69%.
Что же школа самостоятельно определяет:
- положение об оплате труда,
- положение о распределении стимулирующей части ФОТ,
- образовательную программу,
- штатное расписание.
Однако на практике встречается, когда муниципалитет разрабатывает положение об оплате труда и оно является обязательным для
всех подведомственных учреждений. В этом случае не увязываются образовательная программа, разработанная образовательным учреждением,
с положением о распределении стимулирующих выплат. Все должно быть сопряжено: из содержания образовательной программы возникают
различные виды деятельности учителей, которые должны быть учтены в положении об оплате труда работников образовательного учреждения.
Муниципальное задание – это ключевой управленческий и мотивирующий инструмент учредителя, и основа для финансового обеспечения
деятельности учреждений.
Эксперт обозначила главные шаги, которые должны быть предприняты на уровне региона в рамках организации работ при внедрении
муниципальных заданий:
- формирование и утверждение отраслевого перечня услуг;
- утверждение порядка формирования муниципальных заданий, контроля за их выполнением, порядка определения объема и условия
предоставления субсидий;
- разработка и утверждение стандарта качества услуг, показателей качества предоставляемых услуг;
- установление взаимосвязи между качеством и объемом выполненных услуг.
Важно предусмотреть в перечне все услуги, оказываемые учреждениями (детализировать в зависимости от разных характеристик образовательной
программы, категории потребителей). Если не включена какая-то услуга в перечень услуг, то данная услуга не может быть оказана,
поскольку на основании ведомственного перечня формируется муниципальное задание для учреждения.
Малокомплектные школы могут получать задание на оказание необразовательных услуг – как социокультурный центр. Соответственно,
получать дополнительный объем субсидий на их оказание от других ведомств. Пока образовательные учреждения не получают дополнительное
задание - благотворительная деятельность.
Внимание акцентировано на показателях качества в муниципальных заданиях. Было отмечено, что кроме показателей ЕГЭ и ГИА, среди
показателей качества в муниципальных заданиях встречаются такие показатели как «доля детей охваченных питанием»
или «доля детей, охваченных летних отдыхом». Подобные показатели характеризуют дополнительные услуги, а не услугу
«реализация основной образовательной программы». Учреждение должно получать отдельное задание (дополнительное),
соответственно и дополнительное финансирование. Финансирование дополнительной услуги за счет средств, выделенных на реализацию
основной образовательной программы, является нарушением норм действующего законодательства.
Финансовое обеспечение муниципального задания прописывается в соглашении о предоставлении субсидии на выполнение задания.
Помимо субсидий на оказание муниципальных услуг бюджетным и автономным учреждениям могут быть предоставлены субсидии на иные
цели, а также бюджетные инвестиции.Сэкономленные средства переходят на следующий год, в очередном финансовом году используются
на те же цели.
Аналитическая группа Иркутской области
|