Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Экспертно-методическое сопровождение реализации в Иркутской области «дорожной карты» > Лекция «Муниципальное задание как механизм реализации «дорожных карт», Н.М. Шадрина
Презентация к докладу Натальи Шадриной 

Лекция «Муниципальное задание как механизм реализации «дорожных карт» в общем образовании» - Н.М. Шадрина, заместитель директора АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика».




16 октября 2013 года в Иркутске в рамках проектно-экспертного семинара «Декомпозиция мероприятий «дорожной карты» изменений в сфере общего образования Иркутской области, конкретизация плана действий на уровне региона, муниципалитетов, образовательных организаций» с лекцией «Муниципальное задание как механизм реализации «дорожных карт» в общем образовании» выступила Наталья Шадрина, заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика».

В начале лекции были даны определения основных понятий, касающихся финансовых механизмов реализации мероприятий «дорожных карт».

Бюджетирование, ориентированное на результат – это система формирования, исполнения бюджета и бюджетного контроля, прослеживающая взаимосвязь между бюджетными расходами и достигнутыми результатами.

Также была представлена схема формирования фонда оплаты труда образовательного учреждения:

На уровне субъекта РФ принимается нормативно-правовой акт, который утверждает величину норматива финансирования на реализацию основных образовательных программ.

Далее на основе региональных нормативов финансирования планируется объем субвенций и передается на муниципальный уровень.

На муниципальном уровне учредитель формирует для подведомственных учреждений муниципальное задание и выделяет на их оказание финансовое обеспечение в виде субсидии.

Наталья Шадрина отметила, что в регионах существуют различные подходы к определению норматива финансирования. По мнению эксперта, следует обратить внимание на следующие вопросы:

  • учитываются ли в нормативе все виды деятельности учителя?
  • какой процент в нормативе занимают учебные расходы?
  • должен ли различаться норматив по ступеням обучения?

«Стоимость образовательной услуги не может формироваться только из регионального норматива, она включает в себя муниципальный норматив, - отметила докладчик. - Анализ нормативных правовых актов в субъектах РФ показывает, что величина муниципального норматива определяется в основном исходя из фактических расходов, а не на основе нормативных затрат».

Расчет нормативных затрат на оказание муниципальных услуг может осуществляться с использованием различных методов. Например, в Методике Министерства финансов РФ предлагается: нормативный метод, структурный метод.

Когда величина норматива формируется на основе нормативных затрат, тогда обеспечивается гарантия их неснижения.

В качестве примера был приведен пример расчета предельного норматива в сфере ЖКХ. В сфере образования может быть рассчитан предельный норматив и применен к нему понижающий коэффициент, тогда будет понятно, что системе образования выделили бюджетные средства не в полном объеме.

Касаясь вопроса самостоятельности школ, Наталья Шадрина отметила, то среди общеобразовательных учреждений большая доля (25,63) приходится на казенные учреждения (в том числе: в Иркутской области).

Основные недостатки казенных учреждений:

  • не защищены, т.к. сметы можно секвестировать;
  • не выгодно заниматься приносящей доходы деятельностью, поскольку средства, полученные от такой деятельности, поступают в бюджет.

Бюджетные учреждения в общем числе учреждений занимают 69,69%, доля автономных учреждений – 4,69%.

Что же школа самостоятельно определяет:

  • положение об оплате труда,
  • положение о распределении стимулирующей части ФОТ,
  • образовательную программу,
  • штатное расписание.

Однако на практике встречается, когда муниципалитет разрабатывает положение об оплате труда и оно является обязательным для всех подведомственных учреждений. В этом случае не увязываются образовательная программа, разработанная образовательным учреждением, с положением о распределении стимулирующих выплат. Все должно быть сопряжено: из содержания образовательной программы возникают различные виды деятельности учителей, которые должны быть учтены в положении об оплате труда работников образовательного учреждения.

Муниципальное задание – это ключевой управленческий и мотивирующий инструмент учредителя, и основа для финансового обеспечения деятельности учреждений.

Эксперт обозначила главные шаги, которые должны быть предприняты на уровне региона в рамках организации работ при внедрении муниципальных заданий:

  • формирование и утверждение отраслевого перечня услуг;
  • утверждение порядка формирования муниципальных заданий, контроля за их выполнением, порядка определения объема и условия предоставления субсидий;
  • разработка и утверждение стандарта качества услуг, показателей качества предоставляемых услуг;
  • установление взаимосвязи между качеством и объемом выполненных услуг.

Важно предусмотреть в перечне все услуги, оказываемые учреждениями (детализировать в зависимости от разных характеристик образовательной программы, категории потребителей). Если не включена какая-то услуга в перечень услуг, то данная услуга не может быть оказана, поскольку на основании ведомственного перечня формируется муниципальное задание для учреждения.

Малокомплектные школы могут получать задание на оказание необразовательных услуг – как социокультурный центр. Соответственно, получать дополнительный объем субсидий на их оказание от других ведомств. Пока образовательные учреждения не получают дополнительное задание - благотворительная деятельность.

Внимание акцентировано на показателях качества в муниципальных заданиях. Было отмечено, что кроме показателей ЕГЭ и ГИА, среди показателей качества в муниципальных заданиях встречаются такие показатели как «доля детей охваченных питанием» или «доля детей, охваченных летних отдыхом». Подобные показатели характеризуют дополнительные услуги, а не услугу «реализация основной образовательной программы». Учреждение должно получать отдельное задание (дополнительное), соответственно и дополнительное финансирование. Финансирование дополнительной услуги за счет средств, выделенных на реализацию основной образовательной программы, является нарушением норм действующего законодательства.

Финансовое обеспечение муниципального задания прописывается в соглашении о предоставлении субсидии на выполнение задания. Помимо субсидий на оказание муниципальных услуг бюджетным и автономным учреждениям могут быть предоставлены субсидии на иные цели, а также бюджетные инвестиции.Сэкономленные средства переходят на следующий год, в очередном финансовом году используются на те же цели.

Аналитическая группа Иркутской области


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100