3 октября во Владикавказе в рамках проекта «Школа кадрового
резерва» с докладом «Новое качество и результативность образования» выступил Алексей Воронцов, эксперт Института
проблем образовательной политики «Эврика».
Лекцию Алексей Воронцов начал с проблемного вопроса: «Почему за 7 лет мы так и не смогли построить региональную,
школьную систему оценки качества образования»? Опираясь на ответы участников семинара и комментируя их, эксперт высказал
свою точку зрения. По его мнению, чтобы сложилась система оценки качества образования, нужно совершить несколько действий:
осознать цели – изменить содержание – определиться с технологиями (система оценки выступает как часть технологии),
которые все вместе нацелены на результат.
«Пока не появится новое содержание образования, новых образовательных результатов не будет», - утверждает докладчик.
В рамках существующих четырех образовательных моделей и мониторинговых исследований к ним: «обучение» - ГИА,
ЕГЭ; «обучение и развитие» - предметное тестирование, психологическая диагностика; «компетентностный подход»
- TIMSS, PIRLS, PISA; «культурное развитие» - SAM – Алексей Воронцов относит большее количество школ
к первой. «При требовании обучения компетентностям мы по-прежнему оцениваем зуны», - по мнению эксперта это иной
результат обучения. Понятия «качества» и «результата» надо разводить, потому что качество образования
– это субъективная вещь, а объективно результатом должен быть продукт, который может быть использован в образовательной
системе.
Качество образования было определено в лекции Алексеем Воронцовым как совокупность образовательных результатов и необходимых
условий, обеспечивающих успешную социализацию школьника. «Процедуры и инструментарий оценки результата и качества разные,
так же, как и субъекты оценки результата и качества. Следовательно, нужен переход от модели «контроля качества»
к модели «обеспечения качества», - подчеркивает эксперт.
Так же речь шла о важности соотнесения моделей обучения и оценки образовательных результатов и качества образования
с современными технологиями (когнитивная, конструктивная, развивающее обучение Эльконина - Давыдова) и с психологической теорией
деятельности. «При этом необходимо решить дилемму: с одной стороны, возникает потребность в оценивании на национальном
уровне, где основное требование – сопоставимость результатов, а с другой - современные модели обучения, ориентированные
на формирующее оценивание, при котором сопоставимость результатов затруднена», - отметил Алексей Воронцов.
Подводя итоги, докладчик сформулировал общие требования к системе оценки общего образования.
Лия Кобиашвили, Эльвира Джиоева, аналитическая группа РСО-Алания
|