Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"




30 сентября 2013 года в Воронеже в рамках экспертного семинара по анализу в 2013 году итогов реализации «дорожной карты» изменений в социальной сфере, направленных на повышение эффективности образования состоялось итоговое пленарное заседание, на котором представлены результаты работы проектных групп, подведены итоги семинара.

Юлия Шпыг, начальник отдела сопровождения и координации процедуры аттестации педагогических работников Центра развития образования и мониторинга образовательной деятельности ГОБУ ВПО ВО «ВИИС» представила результат работы проектной группы, работавшей над экспертизой реализации «дорожной карты» изменений в социальной сфере, направленных на повышение эффективности дошкольного образования, акцентировали свое внимание на складывающейся в Воронежской области системе оценки качества дошкольного образования. Группа рассматривала проект перечня показателей эффективности деятельности образовательных организаций дошкольного образования. Было отмечено, что формирование перечня показателей велось пока в отсутствие утвержденного федерального государственного стандарта дошкольного образования. Вместе с тем, ключевые показатели, которые касаются реализации целевых ориентиров дошкольного образования, заложенных в проекте ФГОС дошкольного образования заложены на уровне направлений показателей, характеризующих образовательную среду дошкольного образовательного учреждения. Пока ФГОС не введен, в этих направлениях показателей пока реализованы требования, заложенные в ФГТ к программам дошкольного образования. Вместе с тем, при введении ФГОС дошкольного образования часть этих показателей могут быть заменены на новые, а часть просто пойдут в дополнение к имеющимся.

Вместе с тем, в процессе экспертной дискуссии на пленарном заседании была высказана позиция относительно необходимости учета и технологических требований к деятельности педагогических работников дошкольного образования. Эти технологические требования явным образом могут вытекать из целевых ориентиров дошкольного образования, которые необходимо будет через ООП реализовывать педагогическим работникам. В этой связи в перечень показателей для оценки эффективности деятельности дошкольных образовательных организаций необходимо вносить раздел показателей, направленных на оценку деятельности педагогических работников дошкольных образовательных организаций, ориентируясь на направления показателей, которые явным образом вытекают из сформулированных в проекте ФГОС дошкольного образования целевых ориентиров.

Группа, экспертировавшая итоги реализации в 2013 году «дорожной карты» изменений в социальной сфере, направленных на повышение эффективности общего образования, отметила необходимость комплексной «увязки» современных представлений о качестве образования в региональной нормативной базе. По мнению Юрия Мещерякова, директора МБОУ БГО СОШ №3, в региональных нормативных актах, регламентирующих нормативно-подушевое финансирование, фактически обеспечены представления о не почасовой логике реализации основных образовательных программ ступеней общего образования. Фактически, нормативы финансирования в общем образования обосновываются через образовательные результаты, которые должны обеспечиваться детям в соответствии с требованиями ФГОС, а не количеством часов учебного плана, которые необходимо реализовать. Таким образом, региональная нормативная база по НПФ задает современное понимание требований к реализации ООП ступеней общего образования, подразумевающих достижение всего комплекса образовательных результатов учащимися и за счет часов учебного плана, и за счет других (неурочных) форм организации образовательной деятельности в рамках ООП.

Вместе с тем, показатели, по которым оценивается эффективность деятельности образовательных организаций общего образования, в явном виде проводят разделение результатов, которые достигаются детьми по результатам урочной деятельности (реализуемой в рамках учебного плана) и внеурочной деятельности (реализуемой за рамками учебного плана). Такой подход серьезно сужает понимание возможностей и организационных форм, в которых реализуется ООП ступени общего образования. Фактически такой сигнал с регионального уровня идеологически вступает в противоречие с сигналом, посылаемым в рамках региональной нормативной базы по нормативно-подушевому финансированию. В этой связи было высказано предложение в следующем финансовом году уточнить ряд показателей, по которым оценивается эффективность деятельности общеобразовательных организаций.

Группы, проводивших экспертизу реализации «дорожных карт» изменений в социальной сфере, направленных на повышение эффективности дополнительного образования детей и среднего профессионального образования, констатировали, что ключевые принципы системы финансирования, задающие единые подходы к НПФ образовательных организаций всех уровней, должны быть расширены рядом позиций, учитывающих специфику дополнительного образования детей и среднего профессионального образования. В частности, должны быть обеспечены:

  • расширение спектра наименований услуг и работ, которые могут оказывать за бюджетный счет организации дополнительного образования детей;
  • прозрачная взаимосвязь нормативов финансирования программ СПО и НПО с экономическими величинами, характеризующими отрасли, для которых готовят кадры образовательные организации СПО: доходность в секторе экономики, «стоимость» рабочей силы, занятой в том или ином секторе экономики.

Подводя итоги работы семинара, участники отметили, что в Воронежской области в целом складывается прозрачная система реализации региональной «дорожной карты» изменений в социальной сфере, направленных на повышение эффективности образования. Эта прозрачность обеспечивает понимание, каким образом на уровне образовательных организаций возможно обеспечивать достижение эффектов реализации «дорожных карт» и достижение целевых значений показателей, по которым регион взял на себя обязательства.

Иван Трифонов


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100