Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Группа 4. Экспертиза реализации региональной дорожной карты в 2013 году по направлению повышения эффективности среднего профессионального.  образования. Докладчик от регионального органа управления образованием. Координатор – Р.В. Селюков




30 сентября в Воронеже в рамках экспертного семинара по анализу в 2013 году итогов реализации «дорожной карты» изменений в социальной сфере, направленных на повышение эффективности образования, состоялась работа проектной группы «Экспертиза реализации региональной дорожной карты в 2013 году по направлению повышения эффективности среднего профессионального образования». Координатор – Роман Селюков, заместитель директора Центра исследований в области образовательной политики «Эврика».

В рамках работы группы основное внимание участников было уделено вопросам реализации региональной «дорожной карты», в частности вопросу эффективности принимаемых нормативных документов в области финансирования начального и среднего профессионального образования. Роман Селюков сформулировал техническое задания группе:

  1. При рассмотрении «дорожной карты» Воронежской области обсудить методику, которой можно измерить долю трудоустройства, определить проблемные моменты;
  2. Финансово-экономические механизмы создания многофункциональных центров: внутренние (порядок и объёмы финансирования, увязка с социально-экономическими программами региона, механизмы и их гибкость); внешние (участие работодателей и их доля участия);
  3. Прогнозируемые риски при снижении количества студентов;
  4. Введение эффективного контракта:
  • подушевое финансирование, методика расчета, основа норматива;
  • эффективность контрактов, критерии оценивания (труд педагога, показатель ФГОС и т.п.);
  • подходы руководителя образовательной организации.

По первому вопросу были выделены следующие проблемные зоны:

  • как учитывать выпускников, которые не трудоустроились, а ушли служить в армию. Эксперт по этому вопросу рассказал об опыте некоторых регионов, которые при подсчете общего количества выпускников данный контингент учащихся не учитывали;
  • на основании каких документов вести фиксацию показателя трудоустройства. Многие участники работы группы были едины во мнении, что учитывать справки работодателей, которые трудоустроили выпускников – не верно, так как существуют неучтенные специалисты.
  • как учитывать выпускников, которые не трудоустроились по причине низкой предлагаемой заработной платы, предлагаемой работодателем.
  • опасность системы прогнозирования. В Воронежской области разработана система прогнозирования востребованности трудовых кадров с учетом статистики и данных центра занятости. Данный прогноз сформирован автоматически до 2020 года.

По второму вопросу выступил Денис Коломенцев, ведущий советник  отдела организации предоставления профессионального образования Департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской области. В частности, он пояснил, что на данный момент выполнение этого показателя (многофункциональные центры) идет с опережением. Уже существуют 5 многофункциональных центров и ещё 2 находятся в процессе  открытия, в том числе Межрегиональный центр для Центрального федерального округа.

По третьему вопросу, обозначенному экспертом, участники группы высказали мнение, что снижение численности учащихся приведет к оптимизации сети путем филиализации или объединения образовательных организаций, реализующих программы профессионального образования. Но процесс оптимизации будет вызван не только демографической обстановкой, но и региональной стратегией концентрации ресурсов, в том числе материально-технических.

Наиболее обсуждаемым стал четвертый вопрос. Обсуждения началось после того, как Роман Селюков озвучил свое сомнение в эффективности потраченных финансовых средств. Эксперт согласился с тем, что новая система оплаты труда, принимаемая в регионе, учитывает требования Указа Президента РФ по соответствию средней зарплаты преподавателя средней зарплате по экономике в регионе, но насколько дифференциация норматива имеет под собой основу трудоемкости, рыночную основу востребованности, рыночную стоимость выпускника-специалиста остается неясной. Нормативно-подушевое финансирование должно  учитывать «стоимость» специалиста на рынке труда, рост отраслей экономики и прибыльность бизнеса.

В связи с чем, сформулированы следующие риски:

  • нормативная база позволяет сохранять, но консервирует профессиональное образование, нет «размыкания» на сектор экономики;
  • повышение доли неэффективного расходования средств в связи с тем, что нет «завязки» на отрасль экономики.

Александр Попов, аналитическая группа Воронежской области


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100