Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Презентация к докладу Марии Миркес 

Лекция «Подходы к формированию региональной системы оценки качества образования в общем и дошкольном образовании для обеспечения введения ФГОС и эффективного контракта», М.М. Миркес, эксперт АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика».




30 сентября в Воронеже в рамках экспертного семинара по анализу в 2013 году итогов реализации «дорожной карты» изменений в социальной сфере, направленных на повышение эффективности образования с докладом «Подходы к формированию региональной системы оценки качества образования в общем и дошкольном образовании для обеспечения введения ФГОС и эффективного контракта» выступила Мария Миркес, эксперт Центра исследований в области образовательной политики «Эврика».

В начале доклада экспертом был обозначен тезис о рассмотрении в ходе выступления многообразия региональных моделей системы оценки качества образования и опоры на примеры, а также тезис о поиске подходов к решению ключевых проблем, раскрываемых в ходе выступления.

Основным для определения пути развития региональной системы оценки качества образования эксперту представляется выбор между стратегическими и тактическими изменениями. Тактические изменения Мария Миркес оценивает как нежелательные и неэффективные и относит к ним инструментальные усовершенствования в пределах действующих критериальных систем (совершенствование ГИА и ЕГЭ, инструментов офф-лайн и он-лайн-тестирования).

Для анализа стратегического подхода необходимо вернуться к основным требованиям, предъявляемым к образовательным результатам:

  • их соответствие действующим стандартам;
  • соответствие ожиданиям потребителей образовательных услуг.

С позиции стандартов, как отмечает эксперт, необходимо в системе оценки качества образования обратить внимание на:

  • условия;
  • программы;
  • образовательные результаты обучающихся.

Критериальная оценка первых возможна, поскольку может быть в достаточной мере формализована. В отношении двух других позиций докладчик видит определенные риски. Говоря о системе общего образования, необходимо сказать не только о текстовых изменениях программ, но и о пересмотре расписания, которое позволит организовать образовательный процесс таким образом, чтобы его результатом стали, в том числе, результаты метапредметные.

Переходя к анализу отражения в РСОКО образовательных результатов, Мария Миркес констатирует, что в отношении этой части оценки качества большинство регионов пошли по пути тактических изменений: увеличение масштаба охвата аудитории обучающихся, переход к технологичным онлайн-системам. Однако, по мнению эксперта, это не позволяет в РСОКО отразить тех метапредметных и личностных результатов, которые начинаются с сочетания «само» (самооценка, самоконтроль), а также инициативность, командность, умение строить поведение в конфликте. А именно они, считает Мария Миркес, являются залогом успешной социализации выпускника.

Также созданные в регионах СОКО не используют сетевых специфических способов оценки качества, которые связаны с выстраиванием рейтингов, получением профессиональных экспертных оценок. Именно такая форма позволяет получить оценку деятельности, а не срез не приложимых к жизни знаний.

С точки зрения ожиданий потребителей образовательной услуги наиболее очевидно требование социализации обучающегося. Одной из составляющих социализации является профессиональное самоопределение. Однако РСОКО зачастую не включает оценку профессиональных проб, которые должно обеспечить образование, не используют модели международных сопоставительных исследований качества образования (типа PISA), отражающие уровень выполнения обучающимися компетентностных, реальных жизненных задач.

Обращая внимание на то, что СОКО имеет статус «региональных», эксперт проводит утверждение о том, что содержательно система оценки качества должна быть ориентирована на экономические и социальные запросы региона, а технически – на географическую, демографическую специфику. Мария Миркес привела пример Красноярского края как промышленно-сырьевого субъекта, для которого актуальны запросы рынка труда на подготовку инженеров, и дистанционная форма проведения оценочных процедур обязательна для края как географически обширной территории.

Следующей проблемой, намеченной в контексте ожиданий общественности, предъявляемых к качеству образования, является, по мнению эксперта, некомпетентность субъектов образования, и как следствие, низкая валидность, неэффективность родительских опросов и подобных мероприятий в процедурах оценки качества.

Как позитивную модель развития РСОКО эксперт видит систему оценки, построенную на единых, общепринятых подходах внутри профессионального экспертного сообщества. Эта система не должна упрощать критерии оценки и технологизировать саму процедуру, а должна наметить и отразить новые, компетентностные показатели качества образования – как общего, так и дошкольного.

Юлия Шпыг, аналитическая группа Воронежской области


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100