30 сентября 2013 года в Воронеже в рамках экспертного семинара
по анализу в 2013 году итогов реализации «дорожной карты» изменений в социальной сфере, направленных на повышение
эффективности образования с сообщением о предварительных итогах реализации в 2013 году «дорожной карты» изменений
в социальной сфере, направленных на повышение эффективности образования выступил Александр Митрофанов, директор Центра развития
образования и мониторинга образовательной деятельности Воронежской области.
Александр Митрофанов акцентировал внимание участников семинара на формировании единых подходов к нормативно-подушевому
финансированию в системе образования Воронежской области. Для всех уровней образования в Воронежской области для обеспечения
финансирования предполагается соблюдение ключевых принципов:
- Утверждение методики расчета величины норматива от величины средней заработной платы в регионе (для дошкольного образования
– от величины средней зарплаты в общем образовании).
- Учет особенностей перехода на ФГОС (в общем и дошкольном образовании) в определении величины норматива. Учет специфики
ФГОС ступеней общего образования в расчете величины подушевого норматива финансирования.
- Обеспечение поддержки организаций, работающих в сложных социальных условиях.
- Формирование регионального фонда качества образования, из которого осуществляется распределение средств лучшим в региональном
рейтинге учреждениям в расчете на каждого учащегося.
- Формирование регионального фонда инноваций в образовании, из которого производится распределение средств учреждениям,
осуществляющим инновационную деятельность по направлениям, заданным региональными проектами и программами, в расчете на каждого
учащегося.
В общем образовании такой подход уже реализован на основании региональной системы рейтингования общеобразовательных организаций
Воронежской области. В отношении дошкольных образовательных организаций аналогичная система финансирования начнет внедряться
с 1 января 2014 года. В отношении организаций среднего профессионального образования и образовательных организаций дополнительного
образования детей – с 1 января 2015 года.
Важным элементом вводимой системы финансирования является обеспечение выполнения образовательными организациями закрепленных
на региональном уровне правил формирования штатных расписаний. Это отнюдь не аналог типовых штатов. Правила обеспечивают неувеличение
(удержание в допустимом «коридоре» значений) доли фонда оплаты труда административно-управленческого персонала
и прочего персонала, а также диктует образовательным организациям минимально допустимый уровень штатной численности некоторых
штатных единиц (социальный педагог, психолог, логопед, тьютор и другие).
Какие задачи призвана решить такая схема финансирования на всех уровнях образования? Единые правила финансирования позволяют
управленчески унифицировать финансовые схемы, используемые в сфере образования. При этом содержательно решается ряд важнейших
задач:
- выравнивание доли фонда оплаты труда в расчете на одного основного работника в образовательных организациях одного уровня
образования в разных муниципалитетах. На сегодня, при введении эффективного контракта в образовательных организациях, остается
неразрешенным вопрос о том, как в положениях о системах оплаты труда зафиксировать и реализовать норму Закона об образовании
в Российской Федерации, устанавливающего, что средний размер заработной платы педагогических работников в организациях общего,
среднего профессионального образования и дополнительного образования детей должен быть не ниже средней зарплаты в регионе
(для дошкольного образования – не ниже средней зарплаты в общем образовании по региону). Таких гарантий каждая образовательная
организация не может зафиксировать в положениях о системах оплаты труда до тех пор, пока через субвенции (для организаций
дошкольного и общего образования) или через субсидии (для организаций среднего профессионального образования и дополнительного
образования детей) не будет доведен минимально необходимый объем средств на фонд оплаты труда. Поэтому к нормативу в общем
образовании (имеющем различия для города и села) предполагается (и это уже нормативно закреплено) применять поправочные коэффициенты,
позволяющие учесть специфику образовательных организаций. Такой подход имеет, бесспорно, риски. Прежде всего, можно прогнозировать
10-15 процентный рост доли неэффективных расходов в общем образовании. При этом необходимо отметить, что рост будет скорректирован
(нивелирован) за счет реализации мер по реорганизации неэффективных организаций, которые будут простимулированы применением
нового механизма финансирования образовательных организаций.
- стимулируется деятельность образовательных организаций по направлениям, которые зафиксированы в показателях для рейтингования.
В частности, уже в 2013 году будут проведены рейтингования сначала организаций общего образования, а затем и организаций дошкольного
образования. В разработанных показателях рейтинга на сегодняшний день заведены основные параметры эффективности деятельности
образовательных организаций этих уровней образования. Соответственно, для того, чтобы в отношении образовательной организации
была возможность применения повышающего коэффициента к нормативу финансирования на следующий финансовый год, ей необходимо
в текущем году обеспечить достижение высоких значений показателей эффективности.
- стимулируется и фактически оплачивается результат инновационной деятельности региональных пилотных площадок, отрабатывающих
перспективные модели в рамках региональных проектов и программ, которые через 3-5 лет необходимо будет внедрять в массовом
порядке.
В рамках реализации «дорожных карт» изменений в социальной сфере, направленных на повышение эффективности образования
предполагается увязывание объемов вкладываемых в систему образования ресурсов с качеством образования. В этой связи на региональном
уровне отрабатываются подходы к обеспечению формирования региональной системы оценки качества образования.
Для системы образования Воронежской области региональная система оценки качества образования определяет объекты оценки.
Что предполагается оценивать в системе образования Воронежской области?
- Эффективность деятельности основных работников образовательных организаций.
- Эффективность деятельности образовательных организаций.
- Эффективность деятельности руководителей образовательных организаций.
- Достижения учащихся (в рамках оценочных процедур – мониторинговых исследований).
- Условия, в которых реализуются образовательные программы.
При этом предполагается осуществлять эту оценку через конечное число оценочных процедур на региональном уровне. В частности:
- через оценку обоснованности управленческих решений руководителей образовательных организаций;
- через оценку качества образования (образовательных результатов учащихся в рамках мониторинговых исследований);
- через осуществление лицензионных и аккредитационных процедур;
- через аттестацию педагогических работников образовательных организаций.
Иван Трифонов
|