20 сентября 2013 года в Республике Калмыкия, г.Элиста в рамках экспертно-аналитического семинара «Повышение
эффективности реализации направлений Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» состоялась работа
тематической проектной группы «Эффективные модели и проблемы здоровьесбережения детей в рамках реализации Национальной
образовательной инициативы « Наша новая школа». Координатор группы – Владимир Бацын, эксперт Института
проблем образовательной политики «Эврика».
В начале работы группы Владимир Бацын рассмотрел понятие «здоровье». Далее докладчик предложил рассмотреть
понятие здоровья как образовательное целеполагание: можно ли «обучить здоровью» как учебному предмету? Установка
на здоровье есть установка на позитивное, оптимистическое отношение к жизни, универсальный критерий здоровья – чувство,
что жить – захватывающе интересно, что ты постоянно включен в «свободную игру умственных и физических сил»,
Mens sana in corpore san (бодрый ум в бодром теле не знает страха пред смертью).
Владимир Бацын считает, что здоровье (как состояние полного благополучия) – универсальный показатель образовательной
успешности: физическое здоровье; духовное здоровье; социальное здоровье (качество жизни); интерес как inter esse; школа как
культура знания, физическая культура (культура тела), культура питания, культура социальной коммуникации, культура диалога
себя нынешнего с собой завтрашним.
В завершение доклада выступающий подчеркнул, что важнейшим эффектом выступает процесс становления самих школьников
как субъектов, знающих состояние своего здоровья и сознательно и ответственно следящих за своих здоровьем.
Обсуждение в группе началось с рассмотрения эффективной модели здоровьесбережения младших школьников. Формирование
здорового образа жизни актуальна для начальной школы, что связано с изменениями в привычном укладе жизни
ребенка, освоением им новой социальной роли «ученик». Начальная школа обеспечивает формирование знаний,
установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному
здоровью, знание негативных факторов риска здоровья.
В ходе обсуждения участники семинара остановились на восьми направлениях : 1. Мой организм. 2. Здоровье моего
организма: моё сердце, мой ум, моя психика. 3. Мои увлечения и моё здоровье. 4. Мои болезни (реальные и и возможные); вероятность
заболевания. 5. Опасности риски моей жизни. 6. Моё здоровье, мои друзья и недруги. 7. Становление отношения ребенка к собственному
бытию.8.Субъектное отношение ребенка к собственному здоровью.
В заключение участники семинара сделали вывод о необходимости создания образовательной среды
в школе, где ученик приобретает собственную субъектность.
Е.Н. Искиндирова, ст. преподаватель КРИПКРО;
В.О.Бовикова ст.преподаватель КРИПКРО,
аналитическая группа Республики Калмыкия
|