20 сентября 2013 года в г.Элисте в рамках экспертно-аналитического семинара «Повышение эффективности реализации
направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» состоялась работа группы «Эффективные
финансово-экономические механизмы реализации самостоятельности школ». Координатор – Наталия Типенко, эксперт
АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика».
На заседании секции группа обсудила вопросы финансирования внеурочной деятельности в ОУ.
1.Внеурочная деятельность – обязательна при реализации ФГОС. В тоже время, сам ФГОС и нормативные
документы по его реализации не содержит конкретных цифр, сколько это часов внеурочной деятельности
. Было письмо МОН РФ, в котором регионам рекомендовалось оплачивать 10 часов внеурочной деятельности. Но
не многие регионы могут выдержать именно эту норму в силу финансовых ограничений.. Субъекты РФ сами
определяют внеурочную нагрузку-часы, в среднем около 5 часов в неделю. Московская область работает в соответствии
с этим рекомендательным письмом, 10 часов введено в обязательном порядке. Но здесь возникают вопросы
по оплате этих часов, так как многие виды деятельности учителей, в том числе и внеуровной,
уже оплачиваются из стимулирующего фонда. Кроме того, возрастает нагрузка на ребенка. Особенно
если он занимается в учреждениях дополнительного образования ( кружки и секции). Необходим механизм учета этих часов.
Родительская общественность проявляет недовольство, считая это чрезмерной нагрузкой на детей.
2.Система оплаты труда учителей. Данный вопрос актуален в связи с введением в действие ФЗ- №83, ФЗ -№273.
В этом вопросе самостоятельность школ практически полная. Федерация и субъект РФ предлагают « модельные»,
« типовые» методики. Система оплаты труда учреждения формируется только самим учреждением, в
коллективном договоре. Минтруд РФ планирует несколько ограничить эту свободу введя в недалеком будущем
базовые оклады (ставки) по профессионально-квалификационным группам.
Однако, чтобы дать финансовую самостоятельность ОУ необходимо четко разграничивать полномочия субъектов РФ, учредителя
и ОУ. Как сказал Игорь Реморенко «Лучшей системы оплаты труда не существует. Для каждого региона действует своя».
3.Нормативно-подушевое финансирование. Реализация принципа нормативного подушевого финансирования осуществляется на трех
уровнях:
- на уровне межбюджетных отношений (бюджет субъекта РФ - муниципальный бюджет);
- на уровне внутрибюджетных отношений (муниципальный бюджет - образовательное учреждение);
- на уровне образовательного учреждения.
Нормативно подушевое финансирование должно быть основано на разработанных механизмах региональных нормативов подушевого
финансирования с учетом соблюдения требований к условиям реализации основной образовательной программы ФГОС.
Методика расчета нормативов в полномочии МОК и Н РК. Для расчета бюджета малокомплектной школы следует опираться
на формулировку ФЗ -№122-ФЗ, МОК и Н РК необходимо разработать положение о малокомплектной школе РК. Бюджет и
финансирование может определяться по фактическим затратам после оптимизации и зависит от видов малокомплектных школ. После
чего определяется норматив.
4.Финансирование дошкольных учреждений на региональном уровне.
На сегодняшний день МОН РФ выработаны подходы к разграничению полномочий в области дошкольного
образования. Расходы распределяются по трем услугам:
- реализация ООП дошкольного образования ( уровень субъекта);
- присмотр и уход ( муниципальный уровень);
- организация предоставления образовательных услуг и создание условий для присмотра и ухода ( уровень муниципалитета).
Родительская оплата за содержание детей в ДОУ взимается для оплаты присмотра и ухода, куда входит питание и
оплата труда работников, это питание обеспечивающих.
В. Э Даваева, И. А.Муева, аналитическая группа Республики Калмыкия
|