Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Экспертно-аналитические семинары "Повышение эффективности реализации направлений НОИ ННШ"> Республика Калмыкия> Эффективные региональные модели и механизмы реализации направлений НОИ ННШ в Республике Калмыкия»

Эффективные региональные модели и механизмы реализации направлений НОИ ННШ в Республике Калмыкия», Р.Б. Дякиева, замминистра образования, науки и культуры Республики Калмыкия




20 сентября 2013 года в г.Элисте  экспертно-аналитическом семинаре «Повышение эффективности реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» с докладом«Эффективные региональные модели и механизмы реализаций направлений  Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа выступила Раиса Дякиева, заместитель министра образования, культуры и науки  Республики Калмыкия,  доктор педагогических наук.
 
В феврале текущего года совместно с экспертами  Института проблем образовательной политики «Эврика» мы обсуждали вопросы внедрения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования  и вот  вновь  нам выпала уникальная возможность  в эти дни  обсудить  вопросы модернизации региональной системы общего образования.
 В рамках объявленной Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа», утвержденной  Президентом Российской Федерации от 04.02.2010 г. № Пр-271, педагогическому сообществу предстояло продолжить работу по совершенствованию   системы  поддержки и развития  одаренных детей, талантливой молодежи,  изменению  инфраструктуры школьной  сети,  расширению самостоятельности школ, практической реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, а также по  другим приоритетным направлениям. 
 
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» также  ставит перед школьным образованием серьезную цель – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание человека с высокими нравственными качествами, готового выдержать конкуренцию в высокотехнологичном мире. Обеспечить качество общего образования, соответствующего времени, призвано введение новых федеральных образовательных стандартов. Введение ФГОС,  в свою очередь, требует  соответствующего материально-технического, кадрового, учебно-методического, информационного и финансово-экономического обеспечения. Для этого в стране и у нас в регионе задействовано несколько механизмов: федеральная целевая программа развития образования, приоритетный национальный проект «Образование»,  федеральный проект «Модернизация региональных систем общего образования».  Именно они  являются логическим продолжением и  дополнением инициативы «Наша новая школа». 
В целях реализации поэтапного и организованного введения федеральных  государственных образовательных стандартов общего образования в республике реализуются распоряжения  Правительства Республики Калмыкия  от 28 января 2011 г. №10-р, от 25 января 2013г №17-р.
 
В целом, на сегодняшний день по Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) начального (общего) образования  обучается 9 490 учащихся  1 -  3-х классов, что составляет 60% от общего количества учащихся первой ступени обучения  или 20% от общего числа обучающихся в общеобразовательных учреждениях республики, что в сравнении с общероссийским показателем на 3% выше.   
 
 2012-2013 учебный год стал первым годом апробации ФГОС основного общего образования в Республике Калмыкия. ФГОС ООО апробирован на 4х стажировочных площадках, утвержденных приказом Министерства образования, культуры и науки Республики Калмыкия. 
В апробации ФГОС ООО приняло участие  160 учащихся или 1% от общего количества учащихся, обучающихся в 5-9 классах школ республики. По итогам работы стажировочных площадок по апробации ФГОС ООО  в 2012-2013 учебном году накоплен опыт конструирования основной образовательной программы основного общего образования, организации внеурочной деятельности. Материалы апробации ФГОС ООО в настоящее время анализируются методистами регионального Института повышения квалификации работников образования.
 
В рамках федерального проекта «Модернизация региональных систем образования» и в  целях реализации  Закона Российской Федерации «Об образовании» в части  обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общего образования Министерством    оснащены образовательные учреждения республики  учебниками   для учащихся первой ступени обучения. В целом, на приобретение учебников было выделено порядка 35 млн. руб., на эти средства закуплены учебники, соответствующие  ФГОС и  учебники по региональному компоненту. Проведенная работа позволила успешно продолжить работу по программам  начального общего образования, соответствующим ФГОС: система Л.В.Занкова, УМК «Перспектива» под.редакцией Кондакова, «УМК «Школа 2100» под. редакцией Р.Н.Бунеева. В 2013 учебном году планируется обеспечение учебниками учащихся 5- 11 классов. 
 
Безболезненный переход старшей ступени общего образования на Федеральные образовательные стандарты среднего (полного) общего образования будет обеспечен многолетним экспериментом по введению профильного обучения в общеобразовательных учреждениях республики. В процессе этого эксперимента  в общеобразовательных школах республики отработано содержание среднего (полного) общего образования, составившего основу проекта двухуровнего стандарта среднего (полного) общего образования. Общеобразовательные учреждения республики накопили опыт организации профильного обучения на старшей ступени общего образования в разных формах, подготовили кадры для работы в классах и группах профильного уровня. 
 
В продолжение работы над совершенствованием содержания среднего (полного) общего образования в текущем году осуществлена  работа по проекту  «Создание агроклассов как инновационный проект профильного обручения».
В целом, за период исполнения Комплексных планов модернизации общего образования федеральные средства направлены на:
  • приобретение оборудования (учебно-лабораторное, учебно-производственное, спортивное, компьютерное); 
  • приобретение транспортных средств для перевозки обучающихся; 
  • приобретение учебников и учебно-наглядных пособий для общеобразовательных учреждений; 
  • развитие школьной инфраструктуры (мероприятия, направленные на энергосбережение, выполнение требований к санитарно-бытовым условиям и охране здоровья обучающихся, в том числе приобретение оборудования для медицинских блоков школьных столовых, оборудование спортивных залов, а также на подготовку помещений под новое оборудование); 
  • повышение квалификации, профессиональная подготовка и переподготовка руководителей общеобразовательных учреждений и учителей; 
  • модернизацию базовых общеобразовательных учреждений, путем создания в них центров дистанционного обучения (увеличение пропускной способности и оплата интернет-трафика, обновление программного обеспечения и приобретение электронных образовательных ресурсов).
Одним из приоритетных направлений Министерства образования, культуры и науки  Республики Калмыкия  на протяжении ряда лет  является работа по поиску, выявлению,  поддержке талантливых и одаренных детей. 
В целях совершенствования системы работы в данном направлении  действует ведомственная целевая программа «Государственная поддержка одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья на 2012-2014гг» в рамках реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» /утверждена приказом  МОК и Н РК №1132 от 30.12.2011г./.  На работу с одаренными и талантливыми учащимся в текущем учебном году было выделено   1, 0 млн. руб.
В рамках реализации  программы развития и поддержки одаренных детей обеспечено взаимодействие между министерством и ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет». При университете функционирует очно-заочная физико-математического и химико-биологического профиля  для старшеклассников школ республики, на базе данной школы  реализуются программы общего образования повышенного уровня по физике, математике, информатике, химии и биологии. В текущем учебном году  при школах обучалось 150 школьников.
 
Одним из наиболее эффективных и масштабных мероприятий  по выявлению, развитию и поддержке  юных талантов является всероссийская олимпиада  школьников. В рамках проведения регионального этапа всероссийской олимпиады школьников ежегодно проводится региональная олимпиада школьников  по предметам «Русский язык»,  «Математика» для учащихся 4-8 классов. В текущем учебном году в школьном этапе олимпиады приняло участие  39069 учащихся, в муниципальном этапе 9789 школьников, в региональном этапе 924 учащихся. В заключительном этапе всероссийской олимпиады школьников принял 21 участник.
 
Также в рамках реализации проекта ««Модернизация региональных систем общего образования»,  в соответствии с постановлением Правительства РК № 279 от 19.08.2011 г. с 1 сентября 2011года на 30% увеличены размеры окладов учителям общеобразовательных учреждений. При этом рост заработной платы учителей осуществляется путем повышения норматива финансирования. Направление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования осуществляется с учётом замещения указанных видов расходов, которые направляются на повышение заработной платы учителей. В среднем ориентировочный уровень софинансирования предполагается порядка половины от объема субсидии субъекту Российской Федерации с учетом уровня его бюджетной обеспеченности. В результате замещения, средства субъекта Российской Федерации, предусмотренные им на указанные цели, должны быть направлены в объеме выделенных субсидий на повышение заработной платы учителей общеобразовательных учреждений. 
 
Данная мера позволила довести среднемесячную заработную плату учителей республики  до среднемесячной заработной платы работников в целом по экономике Республики Калмыкия, в 3 квартале текущего года средняя заработная плата учителей  составила 16, 500 руб.
 
После завершения данного проекта субъекты Российской Федерации предусматривают в своих расходных обязательствах обеспечение достигнутого уровня финансирования заработной платы учителей. Оценка эффективности использования субсидии будет осуществляться исходя из достижения значений следующих показателей: 
  • динамика роста средней заработной платы учителей в субъекте Российской Федерации, ее соотношение со средней заработной платой по экономике субъекта Российской Федерации; 
  • доля школьников (по ступеням), обучающихся в условиях, соответствующих федеральным государственным образовательным стандартам; 
  • соотношение количества школьных учителей, получивших в установленном порядке первую, высшую квалификационную категорию и подтверждение соответствия занимаемой должности, и общей численности школьных учителей; доля школьных учителей в возрасте до 29 лет от общей численности школьных учителей; 
  • доля учителей, привлеченных к участию в государственной программе софинансирования накопительной части трудовой пенсии в условиях реализации соглашения между органами управления образованием и Общероссийским Профсоюзом образования от общей численности учителей.
В целях привлечения молодых педагогов в отрасль образования 2 октября 2012 года  принят Указ Главы Республики Калмыкия  № 127 «Об установлении денежной выплаты молодым учителям государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений Республики Калмыкия»,  сумма которой составляет  50, 0 тыс.руб.
 
В целом необходимо отметить, что реализация проекта по модернизации в системе российского образования наряду с Федеральной целевой программой развития образования на 2011-2015 годы и приоритетным национальным проектом «Образование» на 2011-2013 годы призвана  обеспечить достижение ориентиров, определенных национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
 

система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100