Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Семинар по проблемам реализации модели формирования уровня квалификации педагога> Новая модель инструментария для проведения квалификационного испытания выпускника, И.Б. Шиян
Презентация к докладу Игоря Шиян 

Новая модель инструментария для проведения квалификационного испытания выпускника учреждения  профессионального педагогического образования. Шиян И.Б., эксперт АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика»




4 сентября 2013 года в г. Орехово-Зуево Московской области в рамках проектно–экспертного семинара по проблемам реализации модели формирования востребованного на рынке труда уровня квалификации педагога через изменение содержания и формы организации педагогических практик студентов образовательных учреждений Московской области с докладом «Новая модель инструментария для проведения квалификационного испытания выпускника учреждения профессионального педагогического образования» выступил Игорь Шиян, эксперт Института проблем образовательной политики «Эврика».

Игорь Шиян представил в качестве оценочной процедуры квалификационное испытание, включающее два этапа:

  1. Экзамен с использованием стандартизированных контрольно-измерительных материалов.
  2. Контролируемое оценивание по итогам практики.

Применение контролируемого оценивания позволит объединить субъектно-ориентированную оценку результатов практики и ее надежность. Студенты самостоятельно разрабатывают проект (блок КИМ, занятия, проектную работу) и пишут отчет в контролируемых условиях. Выполненные работы оцениваются в соответствии с едиными стандартизированными критериями. Контролируемое оценивание дает возможность оценить создаваемые учащимися в ходе изучения дисциплины проекты, тематика которых и способ выполнения выбирается самими учащимися. Студенты могут  работать в рамках группового проекта, однако каждый должен по окончании представить индивидуальный результат, подлежащий оценке. При этом ставится задача максимально избежать субъективности при оценивании, поскольку результаты учитываются при выдаче сертификата по итогам профессионального образования. Повышение объективности оценивания достигается за счет унификации требований к работам. В частности,  регламентируются:

  • возможные темы проектов (проектирование уроков, циклов занятий и пр.),
  • условия выполнения задания, количество помощи, оказываемой педагогами, способы оказания  помощи студентам в ходе выполнения задания и вид обратной связи чётко регламентированы соответствующими инструкциями,
  • критерии и шкалы оценки.

Тексты, которые создают студенты по итогам своей творческой или исследовательской работы, и являются предметом контролируемой экспертизы.

Этот вид аттестации удачно совмещает в себе внешний характер оценки и компетентностно-ориентированный тип выполняемых заданий. Инструмент для квалификационного испытания должен одновременно быть валидным и надежным. Под надежностью измерения понимается степень точности, с какой может быть измерен тот или иной конкретный признак. Надежность теста характеризует воспроизводимость его результатов. Другая важнейшая характеристика теста – валидность. Валидность характеризует пригодность теста для измерения  определенной величины. Инструмент должен быть валидным в содержательном и конструктном отношении. Конструктная валидность подразумевает, что инструмент будет направлен непосредственно на оценку в ходе квалификационного экзамена общекультурных и профессиональных компетенций выпускника учреждения профессионального педагогического образования в соответствии с задачей обеспечения оценки качества образования.

Квалификационный экзамен в период введения новых образовательных стандартов общего образования должен быть нацелен, прежде всего, на оценку готовности выпускников  строить свою деятельность с учетом новых требований к образовательным результатам и новых требований к построению образовательной программы дисциплины.

Среди общекультурных компетентностей, указанных в ФГОС высшего профессионального образования по направлению «Психолого-педагогическое образование», важными для данного квалификационного испытания выступают следующие:

  • выпускник готов использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;
  • выпускник способен последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владеет русским литературным языком, навыками устной и письменной речи, способен выступать публично и работать с научными текстами.

Среди общих для всех видов профессиональной деятельности  компетентностей для квалификационного экзамена актуальными являются следующие:

  • способность учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях;
  • готовность применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях;
  • готовность использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов;
  • готовность использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для учащихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов;
  • способность организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды;
  • способность вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социокультурной ситуации развития.

Понимание сути педагогической деятельности как рефлексивной требует рассмотрения указанных компетенций в контексте решения задач формирования предметных, метапредметных и личностных результатов, а также оценки предметных, метапредметных и личностных результатов как взаимосвязанных и взаимно ориентированных процессов.

Квалификационное испытание должно быть направлено на диагностику конкретных умений, составляющих суть педагогической деятельности как рефлексивной (на разработку и конструирование развивающих заданий и оценочных процедур, исходя из анализа имеющейся ситуации). Проблема состоит в том, что традиция отечественной школы фокусирует педагога, прежде всего, на предметном содержании, изменить фокус анализа детских результатов оказывается очень сложно. В этом и состоит задача квалификационного испытания – оценить, насколько в поле внимания будущего педагога попадают именно метапредметные характеристики: универсальные учебные действия, способности, а не только степень освоения предметного содержания.

Игорь Шиян представил контрольно-измерительные материалы, предполагающие следующие критерии оценки: содержательные и формальные:

  • Содержательные критерии связаны с выбором или предложением варианта программы, задания, оценочной процедуры, соответствующей требованиям ФГОС.
  • Формальные критерии связаны с качеством аргументации, приводимой отвечающим.

Иван Трифонов


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100