Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Семинар по проблемам реализации модели формирования уровня квалификации педагога> Основные элементы модели формирования квалификации педагога, О.А. Шиян
Презентация к докладу Ольги Шиян 

Основные элементы модели формирования востребованного на рынке труда уровня квалификации педагога через изменение содержания и формы организации педагогических практик студентов образовательных учреждений. Шиян О.А., эксперт АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика».




4 сентября 2013 года в г. Орехово-Зуево Московской области в рамках проектно–экспертного семинара по проблемам реализации модели формирования востребованного на рынке труда уровня квалификации педагога через изменение содержания и формы организации педагогических практик студентов образовательных учреждений Московской области с докладом «Основные элементы модели формирования востребованного на рынке труда уровня квалификации педагога через изменение содержания и формы организации педагогических практик студентов образовательных учреждений» выступила Ольга Шиян, эксперт Института проблем образовательной политики «Эврика».

Ольга Шиян отметила, что сейчас система высшего профессионального образования предъявляет к студентам требования, которые нормативно устарели уже на уровне среднего образования. Требования к умению самостоятельно работать с информацией, действовать в ситуации неопределенности, планировать и оценивать свою деятельность декларируются, но не описаны механизмы формирования этих компетентностей у будущих учителей. При этом механизмы оценки практики остаются традиционно знаниевыми.

Организация практической деятельности студентов, в этом смысле, отстает от ФГОС, задающих вектор педагогической деятельности как рефлексивной и исследовательской. Задача современного высшего профессионального образования – выпускать учителя с новыми компетенциями, способного проектировать и формировать у учеников УУД, способного строить, сопровождать и развивать деятельность взрослого и ребенка, разворачивать учебные ситуации в деятельности. Новый стандарт заставляет двигаться именно в этом направлении – подчеркнула эксперт.

Это придает особую актуальность созданию в процессе подготовки учителей в российских вузах и колледжах необходимых условий для их профессионального становления, проектированию условий для формирования компетентностей в области грамотного использования и создания инструментов реализации своей профессиональной деятельности. Поэтому в ходе обучения в педвузах столь важно смоделировать и организовать процесс активных профессиональных проб студентов, ведущим средством которого может стать педагогическая практика. Именно в ее ходе будущий учитель получает возможность апробировать все этапы целостной педагогической деятельности, построенной на основаниях деятельностного подхода, заложенного в новых образовательных стандартах. Только компетентностно–ориентированный характер практики позволяет создать условия для пробы педагогической деятельности в ее рефлексивном, а не репродуктивном варианте.

Векторы развития педагогического образования:

  1. Социальные программы поддержки профессии учителя;
  2. Индивидуальные траектории профессионального обучения;
  3. Стажировки в лучших школах: новые практики;
  4. Квалификационные испытания и лицензии на право преподавания;
  5. Диверсификация карьеры педагога в современных профессиональных стандартах педагогов.

Анализ нормативных документов, регламентирующих порядок проведения практики в вузе, и Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования и общего образования, позволяет обнаружить следующие противоречия:

  • между потребностью школ в специалистах нового типа, способных эффективно выстраивать свою деятельность с целью достижения детьми трех, заявленных в стандарте, типов образовательных результатов: предметных, метапредметных и личностных;
  • между необходимостью проектировать педагогическую практику студентов педагогических вузов, будущих учителей, с учетом динамики происходящей в системе школьного образования, в частности, новых требований к деятельности учителя по оценке качества образования и неразработанностью подходов к моделированию такой практики;
  • между значимостью процессов организации качественных профессиональных проб будущих учителей, в определении результативности их профессиональной деятельности и недостаточным вниманием к организации этих процессов в ходе непрерывной педагогической практики;
  • между удержанием единого содержательного образовательного пространства в вузах и разработкой практических стандартов деятельности профессионального педагога.

Все существующие на данный момент способы оценки результатов практики фиксируют полученные навыки и достижения самих будущих педагогов. При этом в материалах по результатам работы никак не отражаются, более того, не оцениваются и не анализируются изменения, произошедшие с детьми.

Рефлексивная педагогическая деятельность предполагает не только этап постановки, выполнения и оценки успешности решения задачи, но и изменение и коррекцию способа действия, а также планирование следующей задачи, проектирование новых способов достижения эффективного результата. Апробирование модели такого цикличного построения образовательного процесса не отражено ни в одном из проанализированных нормативных документов. Кроме того, инструменты оценки как успешности детской деятельности, так и своих профессиональных усилий, начинающие педагоги получают исключительно в виде внешней, менторской оценки. Задача на создание и запуск собственных механизмов оценивания качества образования не отражается ни в одной из форм отчета по практике.

В результате существует опасность того, что студентом не будет осознана и принята подлинно субъектная позиция проектировщика, организатора и оценщика как собственной профессиональной деятельности, так и индивидуального прогресса детей, в частности, сформированности метапредметных компетентностей.

Иван Трифонов


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100