27 августа 2013 года в г.Сарове Нижегородской области в рамках очной сессии курсов повышения квалификации «Управление
проектами в сфере образования» с докладом «Институциональная модернизация образования в условиях реализации системных
федеральных проектов» выступил Роман Селюков, первый заместитель директора Института проблем образовательной политики
«Эврика».
Роман Селюков подчеркнул, что комплексообразующими понятиями в ходе модернизации образования выступают два ключевых понятия:
- НПФ;
- Эффективный контракт.
Проблематика в данном случае касается развития представления о результатах и качестве образования. Практика показывает,
что связи между увеличением ассигнований и улучшением качества образования не происходит, поэтому нужны эффективные управленческие
стратегии. В настоящее время натуральное усиление вертикали происходит либо через выделение финансовых ресурсов (дотации,
региональные фонды), либо через «продавливание» полномочий. Сейчас в ряде регионов реализуется вариант, связанный
с «огосударствлением» школ. Ключевое действо – реализация норм Закона об образовании по связи заработной
платы педагогических работников со средней заработной платой по экономике региона. Норматив для общего образования должен
обосновываться содержательно, а не по количеству часов – подчеркнул эксперт. Это должно быть прописано и в эффективном
контракте. Понятие эффективного контракта пока трактуется достаточно широко. Важно понимать, что эффективный контракт призван
увязать показатели результативности труда с показателями качества услуги.
Роман Селюков отметил, что для успешного процесса модернизации необходимо равенство возможностей, не иллюзорное, а фактическое
обеспечение равных возможностей для детей в получении качественного образования. Для каждого ребенка необходима своевременная
социализация, формирование его конкурентоспособности. Пока условия небольших школ не могут технически быть такими же, как
и в крупных образовательных учреждениях, так как для успешной социализации детей необходима избыточная коммуникационная среда.
Неравные возможности наблюдаются и для развития учительской среды, в небольших школах отсутствует содержательная конкуренция.
Известно, что замкнутая среда не дает возможности развиваться. Означает ли это, что небольшая школа обречена и никогда не
достигнет равенства? Сейчас выработалось направление решения этой проблемы – сетевое образование. Основная сложность
сейчас в решении финансирования этой системы. Но если обеспечение равноправия школ уже возможно, то гораздо труднее этого
достигнуть в системе дошкольного образования. В связи с этим, в образовательной политике формируется подход определения качества
результатов деятельности и детей, и педагогов.
Понятие качества образования на данном этапе имеет две составляющие: равноправие условий для социализации ребенка
и мотивация в достижении результатов образования. Из этого следует, что актуальным становится прогноз результатов. Школа
выполняет функцию института, помогающего социализации ребенка в будущем. Главный вопрос – какие формировать навыки и
кто их будет оценивать? Очевидно, что надо стремиться к комплексному результату. Наряду с формированием рутинных навыков,
таких как, способность понимать инструкции, необходимо формирование: экспертного мышления - решение проблем, для которых нет
шаблонных решений; комплексного общения - взаимодействия с людьми для получения информации, объяснения ее или убеждения других
в последствиях для деятельности.
Основная проблема в том, что если инновационные подходы к оценке качества образования не превращаются в институциональную
норму, то они погибают. На сегодняшний день выработалось два основных способа оценки качества образования:
- Измерение результата.
- Соответствие стандартам.
Если по первому способу на уровне общего образования уже нарабатываются методики, чему способствуют и конкурсные мероприятия
проекта «Школа Росатома», содержательным оператором которого является Институт проблем образовательной политики
«Эврика», то сложность второго особенно проявляется в системе дошкольного образования. Стандарты должны предъявляться
не к результатам, а к образовательной среде – подытожил Роман Селюков.
Иван Трифонов
|