Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Презентация к докладу Романа Селюкова 

Лекция «Механизмы реализации дорожных карт изменений в сфере профессионального образования» - Р.В. Селюков




12 июня 2013 года в Воронеже в рамках проектного семинара «Декомпозиция мероприятий «дорожной карты» изменений в сфере образования Воронежской области, конкретизация плана действий на уровне региона, муниципалитетов, образовательных организаций» с докладом «Механизмы реализации дорожных карт изменений в сфере профессионального образования» выступил Роман Селюков, первый заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика».

Роман Селюков в начале доклада выделил и раскрыл основные направления изменений в системе профессионального образования Воронежской области, отраженные в «дорожной карте»:

  • укрепление потенциала системы профессионального образования в регионе;
  • повышение качества профессиональной подготовки в системе НПО и СПО;
  • введение эффективного контракта.

Результатом изменений, которые будут проведены к 2018 году, станет создание многофункциональных учебных центров, учебных центров прикладных квалификаций, в основу реализации которых, среди прочих, положена идея соучеридительства и инвестирования в систему профессионального образования. Главной проблемой развития системы профобразования на обозначенный период становится повышение ее эффективности. Среди механизмов ее реализации эксперт выделил три подхода:

  • получение стабильного результата при условии меньших вложений;
  • достижение более высоких результатов при сохранении стабильного уровня финансирования;
  • повышение темпа роста качества.

Роман Селюков отметил, что анализ показателей «дорожной карты» говорит о выборе стратегии невысокого темпа реализации изменений в сфере профессионального образования, и эта тенденция обеспечит видимый и значительный рост заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения только к итоговому 2018 году. 

Среди проблем реализации «дорожной карты» была озвучена алогичность прогнозируемой ситуации: к 2018 году предполагается сокращение численности молодежи в регионе на 18 %, численности  студентов СПО и НПО - на 31%, но при этом снижение индекса нагруженности преподавательского состава составит около 18%. Таким образом, становится очевидным формальный принцип неэффективности системы - диспропорция между контингентом обучаемых и затратами на их обучение. Выходом из ситуации Роману Селюкову представляется создание конкурентного рынка системы НПО и СПО, способного привлечь большее количество студентов, чем указано в прогнозе.

Экспертом было озвучено два варианта работы НПО и СПО: получение специальности и приобретение определенной компетентности. Трендом, по мнению Романа Селюкова, является последнее. Именно на нем может быть выстроена модульность образования, которая предполагает поэтапное освоение потребителем услуги частей образовательной программы в соответствии с его профессиональными потребностями. Модульный принцип не отменяет возможности получения квалификации, но дает право обучающемуся самому формировать траекторию образования и «набирать» необходимые компетенции.

На примере эффективной работы системы профобразования Калужской области Роман Селюков озвучил важный принцип развития этой образовательной ситуации: выстраивание системы с учетом рыночных потребностей региона в трудовых ресурсах. Так, в г.Калуге это была ориентированность на машиностроение, развитие которого обеспечил пришедший в регион инвестор. Экспертом не раз было подчеркнуто: коррекционная социально-воспитательная функция СПО и НПО как учреждений для педагогически и социально запущенных подростков должна отмереть.

Принципами финансирования учреждений НПО и СПО может стать:

  • единая основа;
  • укрупненные направления.

Развитие материально-технической базы эксперту видится через создание технологических региональных площадок за счет средств инвесторов, в дальнейшем - допуск к работе с ними всех учреждений НПО и СПО, имеющих лицензию на образовательную деятельность.

Качество образования НПО и СПО должно быть обеспечено профессиональной подготовкой и повышением квалификации преподавателей и мастеров на базе современных инновационных предприятий. С учетом прогнозов для региона наиболее эффективной становится модель развития через сохранение уровня финансовых вложений в систему при повышении качества ее работы.

Юлия Шпыг, Юлия Рыжкова, аналитическая группа Воронежской области


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100