12 июня 2013 года в Воронеже в рамках проектного семинара «Декомпозиция мероприятий
«дорожной карты» изменений в сфере образования Воронежской области, конкретизация плана действий на уровне региона,
муниципалитетов, образовательных организаций» с докладом «Механизмы реализации дорожных карт изменений в сфере
профессионального образования» выступил Роман Селюков, первый заместитель директора Института проблем образовательной
политики «Эврика».
Роман Селюков в начале доклада выделил и раскрыл основные направления изменений в системе профессионального образования
Воронежской области, отраженные в «дорожной карте»:
- укрепление потенциала системы профессионального образования в регионе;
- повышение качества профессиональной подготовки в системе НПО и СПО;
- введение эффективного контракта.
Результатом изменений, которые будут проведены к 2018 году, станет создание многофункциональных учебных центров, учебных
центров прикладных квалификаций, в основу реализации которых, среди прочих, положена идея соучеридительства и инвестирования
в систему профессионального образования. Главной проблемой развития системы профобразования на обозначенный период становится
повышение ее эффективности. Среди механизмов ее реализации эксперт выделил три подхода:
- получение стабильного результата при условии меньших вложений;
- достижение более высоких результатов при сохранении стабильного уровня финансирования;
- повышение темпа роста качества.
Роман Селюков отметил, что анализ показателей «дорожной карты» говорит о выборе стратегии невысокого темпа
реализации изменений в сфере профессионального образования, и эта тенденция обеспечит видимый и значительный рост заработной
платы преподавателей и мастеров производственного обучения только к итоговому 2018 году.
Среди проблем реализации «дорожной карты» была озвучена алогичность прогнозируемой ситуации: к 2018 году предполагается
сокращение численности молодежи в регионе на 18 %, численности студентов СПО и НПО - на 31%, но при этом снижение индекса
нагруженности преподавательского состава составит около 18%. Таким образом, становится очевидным формальный принцип неэффективности
системы - диспропорция между контингентом обучаемых и затратами на их обучение. Выходом из ситуации Роману Селюкову представляется
создание конкурентного рынка системы НПО и СПО, способного привлечь большее количество студентов, чем указано в прогнозе.
Экспертом было озвучено два варианта работы НПО и СПО: получение специальности и приобретение определенной компетентности.
Трендом, по мнению Романа Селюкова, является последнее. Именно на нем может быть выстроена модульность образования, которая
предполагает поэтапное освоение потребителем услуги частей образовательной программы в соответствии с его профессиональными
потребностями. Модульный принцип не отменяет возможности получения квалификации, но дает право обучающемуся самому формировать
траекторию образования и «набирать» необходимые компетенции.
На примере эффективной работы системы профобразования Калужской области Роман Селюков озвучил важный принцип развития этой
образовательной ситуации: выстраивание системы с учетом рыночных потребностей региона в трудовых ресурсах. Так, в г.Калуге
это была ориентированность на машиностроение, развитие которого обеспечил пришедший в регион инвестор. Экспертом не раз было
подчеркнуто: коррекционная социально-воспитательная функция СПО и НПО как учреждений для педагогически и социально запущенных
подростков должна отмереть.
Принципами финансирования учреждений НПО и СПО может стать:
- единая основа;
- укрупненные направления.
Развитие материально-технической базы эксперту видится через создание технологических региональных площадок за счет средств
инвесторов, в дальнейшем - допуск к работе с ними всех учреждений НПО и СПО, имеющих лицензию на образовательную деятельность.
Качество образования НПО и СПО должно быть обеспечено профессиональной подготовкой и повышением квалификации преподавателей
и мастеров на базе современных инновационных предприятий. С учетом прогнозов для региона наиболее эффективной становится модель
развития через сохранение уровня финансовых вложений в систему при повышении качества ее работы.
Юлия Шпыг, Юлия Рыжкова, аналитическая группа Воронежской области
|