Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Презентация к докладу Натальи Шадриной 

Лекция «Механизмы реализации дорожных карт изменений в сфере дошкольного, дополнительного образования», Н.М. Шадрина




12 июня 2013 года в Воронеже в рамках проектного семинара «Декомпозиция мероприятий «дорожной карты» изменений в сфере образования Воронежской области, конкретизация плана действий на уровне региона, муниципалитетов, образовательных организаций» с докладом «Механизмы реализации дорожных карт изменений в сфере дошкольного и дополнительного образования» выступила Наталья Шадрина, заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика».

В начале своего выступления Наталья Шадрина отметила, что механизмы реализации «дорожных карт» изменений в сфере дошкольного образования регламентируются на основе Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» и включают в себя:

  • План мероприятий («дорожная карта»)
  • Программу поэтапного совершенствования системы оплаты труда при оказании государственных (муниципальных) услуг
  • Государственную программу Российской Федерации «Развитие образования»
  • Государственную программу Российской Федерации «Развитие науки и технологий»

Докладчик обратила внимание, что построение дорожных карт идет с учетом:

  • Введения ФГОС
  • Совершенствования организационно-экономических механизмов обеспечения доступности услуг (Г(М)З, НПФ,НСОТ)
  • Создания условий для использования ресурсов негосударственного сектора в предоставлении услуг
  • Организации системы оценки качества
  • Введения оценки деятельности организаций на основе показателей̆ эффективности их деятельности
  • Введения эффективного контракта
  • Проведения мониторинга Дорожных карт

Лектор выделила основные линии изменения ситуации в сфере дошкольного образования:

  1. Ликвидация очередности на зачисление детей в дошкольные образовательные организации (субъект берет обязательство повысить доступность то 60 % до 100).
  2. Обеспечение высокого качества услуг дошкольного образования. 
  3. Введение эффективного контракта в дошкольном образовании.

В качестве вариантов решения проблемы снижения очередности в ДОУ были предложены:

  • Введение различных видов детских садов (муниципальные, частные и т.д.).
  • Увеличение числа мест в группах кратковременного пребывания детей
  • Расширение альтернативных форм дошкольного образования

По результатам опросов, как отметила эксперт,  наиболее предпочтительной формой дошкольного образования является муниципальный детский сад и центры развития ребенка, а ограничителями при выборе наиболее предпочтительной формы дошкольного образования являются:

  • Недостаточность мест в ДОУ.
  • Отсутствие детского сада рядом с домом.
  • Отсутствие достаточного финансирования в семье.
  • Низкое качество услуг, предлагаемых в ДОУ и т.д.
  • Мониторинг отслеживания качества деятельности ДОУ говорит о том, что ни один детский сад из двух тысяч обследованных не заслуживает оценки «отлично» (качество 75-100%), и только 3% соответствуют оценке «хорошо» (качество более 50%).

По мнению лектора, создание институциональных механизмов, условий для экономического стимулирования, развития конкурентного рынка услуг дошкольного образования будет способствовать повышению их качества и доступности.

Для повышения доступности образовательных услуг в ДОУ необходимо:

  • Нормативно закрепить субсидирование негосударственных организаций, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования.
  • Оказывать услуги на основании сертификата (ваучера).
  • Отработать механизм муниципального заказа на услуги в сфере дошкольного образования.
  • Развивать альтернативные формы дошкольного образования (лицензированные НГДО, детские развивающие клубы, семейные детские сады, корпоративные детские сады, билдин сады и т.д.).

Обсуждая проблематику дополнительного образования, эксперт обратила внимание на необходимость применения новых финансово-экономических механизмов (эти учреждения начинают модернизироваться практически с нулевой точки). В этой связи необходимы:

  • Разработка норматива на реализацию программ дополнительного образования по направлениям (спортивное, художественно-эстетическое и т.д.)
  • Разработка  модульных программ.
  • Формирование Г(М) заданий на реализацию программ дополнительного образования.
  • Разработка модели договора с Общеобразовательной организацией  реализующей ООП.

Региональная и муниципальная власть может использовать опыт, накопленный за годы модернизации системы общего образования, для реформирования системы дополнительного образования.

Деятельность организаций дополнительного образования может регулироваться посредством постановки муниципального задания, включающего в себя: услугу, количество потребителей, способ контроля, с учетом условий реализации программы, квалификация педагога дополнительного образования, электронный мониторинг.

Риски:

  • Недостижение значений показателей по взятым обязательствам субъектов Российской Федерации, в связи  дефицитом ресурсов.
  • Недостаточное финансовое обеспечение, которое заложили субъекты для достижения показателей.
  • Разная готовность субъектов к реализации «Дорожных карт».
  • Несбалансированность действий  Федерации, Субъекта Федерации, муниципалитета.
  • Отсутствие региональных программ развития.

Ирина Бабкина, Игорь Дендебер, аналитическая группа Воронежской области


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100