12 июня 2013 года в Воронеже в рамках проектного семинара «Декомпозиция
мероприятий «дорожной карты» изменений в сфере образования Воронежской области, конкретизация плана действий на
уровне региона, муниципалитетов, образовательных организаций» с докладом «Механизмы реализации дорожных карт изменений
в сфере дошкольного и дополнительного образования» выступила Наталья Шадрина, заместитель директора Института проблем
образовательной политики «Эврика».
В начале своего выступления Наталья Шадрина отметила, что механизмы реализации «дорожных карт» изменений в
сфере дошкольного образования регламентируются на основе Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597
«О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и № 599 «О мерах по реализации
государственной политики в области образования и науки» и включают в себя:
- План мероприятий («дорожная карта»)
- Программу поэтапного совершенствования системы оплаты труда при оказании государственных (муниципальных) услуг
- Государственную программу Российской Федерации «Развитие образования»
- Государственную программу Российской Федерации «Развитие науки и технологий»
Докладчик обратила внимание, что построение дорожных карт идет с учетом:
- Введения ФГОС
- Совершенствования организационно-экономических механизмов обеспечения доступности услуг (Г(М)З, НПФ,НСОТ)
- Создания условий для использования ресурсов негосударственного сектора в предоставлении услуг
- Организации системы оценки качества
- Введения оценки деятельности организаций на основе показателей̆ эффективности их деятельности
- Введения эффективного контракта
- Проведения мониторинга Дорожных карт
Лектор выделила основные линии изменения ситуации в сфере дошкольного образования:
- Ликвидация очередности на зачисление детей в дошкольные образовательные организации (субъект берет обязательство повысить
доступность то 60 % до 100).
- Обеспечение высокого качества услуг дошкольного образования.
- Введение эффективного контракта в дошкольном образовании.
В качестве вариантов решения проблемы снижения очередности в ДОУ были предложены:
- Введение различных видов детских садов (муниципальные, частные и т.д.).
- Увеличение числа мест в группах кратковременного пребывания детей
- Расширение альтернативных форм дошкольного образования
По результатам опросов, как отметила эксперт, наиболее предпочтительной формой дошкольного образования является муниципальный
детский сад и центры развития ребенка, а ограничителями при выборе наиболее предпочтительной формы дошкольного образования
являются:
- Недостаточность мест в ДОУ.
- Отсутствие детского сада рядом с домом.
- Отсутствие достаточного финансирования в семье.
- Низкое качество услуг, предлагаемых в ДОУ и т.д.
- Мониторинг отслеживания качества деятельности ДОУ говорит о том, что ни один детский сад из двух тысяч обследованных не
заслуживает оценки «отлично» (качество 75-100%), и только 3% соответствуют оценке «хорошо» (качество
более 50%).
По мнению лектора, создание институциональных механизмов, условий для экономического стимулирования, развития конкурентного
рынка услуг дошкольного образования будет способствовать повышению их качества и доступности.
Для повышения доступности образовательных услуг в ДОУ необходимо:
- Нормативно закрепить субсидирование негосударственных организаций, реализующих общеобразовательные программы дошкольного
образования.
- Оказывать услуги на основании сертификата (ваучера).
- Отработать механизм муниципального заказа на услуги в сфере дошкольного образования.
- Развивать альтернативные формы дошкольного образования (лицензированные НГДО, детские развивающие клубы, семейные детские
сады, корпоративные детские сады, билдин сады и т.д.).
Обсуждая проблематику дополнительного образования, эксперт обратила внимание на необходимость применения новых финансово-экономических
механизмов (эти учреждения начинают модернизироваться практически с нулевой точки). В этой связи необходимы:
- Разработка норматива на реализацию программ дополнительного образования по направлениям (спортивное, художественно-эстетическое
и т.д.)
- Разработка модульных программ.
- Формирование Г(М) заданий на реализацию программ дополнительного образования.
- Разработка модели договора с Общеобразовательной организацией реализующей ООП.
Региональная и муниципальная власть может использовать опыт, накопленный за годы модернизации системы общего образования,
для реформирования системы дополнительного образования.
Деятельность организаций дополнительного образования может регулироваться посредством постановки муниципального задания,
включающего в себя: услугу, количество потребителей, способ контроля, с учетом условий реализации программы, квалификация
педагога дополнительного образования, электронный мониторинг.
Риски:
- Недостижение значений показателей по взятым обязательствам субъектов Российской Федерации, в связи дефицитом ресурсов.
- Недостаточное финансовое обеспечение, которое заложили субъекты для достижения показателей.
- Разная готовность субъектов к реализации «Дорожных карт».
- Несбалансированность действий Федерации, Субъекта Федерации, муниципалитета.
- Отсутствие региональных программ развития.
Ирина Бабкина, Игорь Дендебер, аналитическая группа Воронежской области
|