Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Презентация к докладу Александра Адамского 

Лекция «Перспективы модернизации системы образования в рамках реализации указов Президента от 7 мая 2012 года. Часть 2» - А.И. Адамский




12 июня 2013 года в Воронеже в рамках проектного семинара «Декомпозиция мероприятий «дорожной карты» изменений в сфере образования Воронежской области, конкретизация плана действий на уровне региона, муниципалитетов, образовательных организаций» с продолжением доклада «Перспективы модернизации системы образования в рамках реализации указов Президента от 7 мая 2012 года» выступил Александр Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика».

Александр Адамский подчеркнул что, для успешного процесса модернизации необходимо равенство возможностей, не иллюзорное, а фактическое обеспечение равных возможностей для детей в получении качественного образования. Для каждого ребенка необходима своевременная социализация, формирование его конкурентоспособности. Пока условия «маленьких» школ не могут технически быть такими же, как и в крупных образовательных учреждениях, так как для успешной социализации детей необходима избыточная коммуникационная среда. Неравные возможности наблюдаются и для развития учительской среды, в «маленьких» школах отсутствует содержательная конкуренция. Известно, что замкнутая среда не дает возможности развиваться.  Означает ли это, что маленькая школа обречена и никогда не достигнет равенства? Сейчас выработалось направление решения этой проблемы – сетевое образование. Основная сложность сейчас в решении финансирования этой системы. Но если обеспечение равноправия школ уже возможно, то гораздо труднее этого достигнуть в системе дошкольного образования. В связи с этим, в образовательной политике формируется подход определения качества результатов деятельности и детей, и педагогов.

Понятие качества образования имеет две составляющие:

  1. Равноправие условий для социализации ребенка.
  2. Мотивация в достижении результатов образования.

Из этого следует, что актуальным становится прогноз результатов. Школа выполняет функцию института, помогающего социализации ребенка в будущем. Необходимо спрогнозировать какие именно знания, умения и навыки будут необходимы ребенку через пять–семь лет, иначе мы готовим детей не к будущему, а к прошлому. Только в этом случае «отличник» по учебным дисциплинам станет успешным и в социуме.

Главный вопрос – какие формировать навыки и кто их будет оценивать? Очевидно, что надо стремиться к комплексному результату. Наряду с формированием рутинных навыков, таких как, способность понимать инструкции, необходимо формирование:

  • Экспертного мышления: решение проблем, для которых нет шаблонных решений, например, диагностирование болезни пациента.
  • Комплексного общения: взаимодействия с людьми для получения информации, объяснения ее или убеждения других в последствиях для деятельности.

Основная проблема в том, что если инновационные подходы к оценке качества образования не превращаются в институциональную норму, то они погибают. На сегодняшний день выработалось два основных способа оценки качества образования:

  1. Измерение результата.
  2. Соответствие стандартам.

Если по первому способу на уровне общего образования уже нарабатываются методики, то сложность второго особенно проявляется в системе дошкольного образования. Стандарты должны предъявляться не к результатам, а к образовательной среде. Далее рассматривался вопрос необходимости соблюдения баланса централизованного управления образованием и самостоятельности образовательных учреждений. Это не может быть без учета финансирования, системы оплаты работников образования. Должно ли вознаграждение соответствовать «объективным результатам его усилий, а не их субъективным достоинствам». Был предложен вариант финансовой поддержки образовательных учреждений, достигающих разных целей, то есть лучших в своем направлении развития. 

Ирина Корнева, аналитическая группа Воронежской области


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100